Библиотековедение
Библиотекове́дение, научная дисциплина, изучающая библиотеку как социальную систему, её структуру, функции и деятельность. Теоретические знания о библиотеке существовали со времени её возникновения и отражались в библиотечных классификациях, практических руководствах, библиографических указателях начиная с 5 в. до н. э.
Термин «Библиотековедение» введён библиотековедом М. Шреттингером (Германия) в его 2-томном труде «Опыт исчерпывающего руководства по библиотековедению, или Руководство к успешной деятельности библиотек» (1808–1829). В 1820–1827 гг. вышел 3-томный труд немецкого библиотековеда Ф. А. Эберта «Образование библиотекаря», где высказывалась мысль о самостоятельности библиотековедения. В России понятие «Библиотековедение» впервые употребил К. М. Бэр (1841).
Во 2-й половине 19 в. подход к библиотековедению как самостоятельной научной дисциплине получил распространение в США и в других странах. Библиотековедение долго развивалось как дисциплина прикладного характера, в предмет которой входили вопросы внутреннего устройства библиотек, техники подбора и организации книжных фондов, строительства и оборудования библиотечных помещений и т. д. Но уже в 19 в. ставился вопрос о социальной роли библиотеки.
В России идеи библиотековедения в 19 в. развивались в трудах Ф. Ф. Рейсса, А. Н. Оленина, В. И. Собольщикова, В. В. Стасова и др. Выдающаяся роль в развитии русского библиотековедения принадлежит Н. А. Рубакину, высказавшему идеи о демократизации библиотек, их значении как очагов просветительства и организации самообразования, об изучении интересов читателей как условии руководства чтением и т. д. В 1903 г. была организована секция библиотековедения при Русском библиологическом обществе (Санкт-Петербург), из которой выросло Общество библиотековедения (1908). С 1910 г. оно начало издавать первый отечественный библиотечный журнал «Библиотекарь» и созвало в 1911 г. первый Всероссийский библиотечный съезд. В конце 19 – начале 20 вв. вопросы библиотековедения в России разрабатывали также П. М. Богданов – один из основателей «Библиотекаря» и Общества библиотековедения, К. Н. Дерунов, А. А. Покровский, Л. Б. Хавкина. В 1950–1990-е гг. общебиблиотековедческую проблематику исследовали К. И. Абрамов, Ю. В. Григорьев, Н. И. Тюлина, И. М. Фрумин, О. С. Чубарьян и др.
Библиотековедение классифицируется по ряду аспектов и объектов. Общее библиотековедение отражает только те стороны целостного библиотечного процесса, которые равно выражают сущность всех особенных компонентов библиотековедения, не раскрывая их специфичности: предмет библиотековедение, его место в системе наук, методы, законы библиотечной деятельности, классификацию библиотековедения и библиотек, современное состояние и перспективы развития библиотековедения и библиотек, понятийный аппарат библиотековедения и т. п. Частное библиотековедение образуется теоретическим воспроизведением составных частей библиотеки как системы: библиотечного фонда, контингента пользователей, библиотечного персонала, материально-технической базы библиотеки. Им соответствуют библиотечное фондоведение, библиотечная профессиология и другие частные библиотековедческие разделы. Предметом исследования специального библиотековедения являются специальные библиотеки. Патентное библиотековедение выделено по признаку специфического вида документа, составляющего основу не только фонда, но и патентной библиотеки в целом; космическое библиотековедение рассматривает специфику создания и функционирования библиотек на космических кораблях и т. д. В 21 в. зарождается электронное библиотековедение (А. И. Земсков, Т. В. Майстрович, Я. Л. Шрайберг и др.). Изучение особенностей библиотечного обслуживания лиц с психофизиологическими недостатками – предмет дефектологического библиотековедения.
В зависимости от целей исследования возможны и другие классификации: по территориальному признаку выделяется мировое, международное, отечественное, региональное, краеведческое библиотековедение. По признаку возраста пользователей – дети и юношество – выделяется ювенальное библиотековедение. Особое место в классификации библиотековедения занимает сравнительное библиотековедение (понятие введено в 1954 Ч. Дейком, США), занимающееся сопоставительным анализом библиотечной теории и практики различных стран мира и выявлением общих и специфических закономерностей развития библиотековедения.
В структуру библиотековедения входят также дисциплины, образовавшиеся в результате его интеграции с другими науками: библиотечная педагогика, библиотечная психология, библиотечная социология, библиотечная статистика, экономика библиотечного дела, библиотечное право, библиотечная этика, библиотечная эстетика и др.
Ведущими центрами научных исследований по библиотековедению являются крупнейшие библиотеки стран мира и научно-исследовательские учреждения. В России проблемы библиотековедения разрабатывают Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Библиотека Российской академии наук (РАН), Государственная публичная научно-техническая библиотека, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино, Институт научной информации по общественным наукам РАН и др.
Существуют различные подходы к определению места библиотековедения в системе наук. Наиболее распространён взгляд на библиотеку как на учреждение, обеспечивающее общество документами, отсюда выводится положение о библиотековедении как общественной дисциплине. Книгоцентристская концепция рассматривает библиотековедение как составную часть книговедения, а предоставление библиотекой информации пользователю позволяет ввести библиотековедение в число информатологических дисциплин.
Представление о библиотеке как о социальной системе, общественное предназначение которой состоит в обеспечении опосредованного библиотекарем акта коммуникации между пользователем и документом, служит основой определения библиотековедения как документально-коммуникационной дисциплины, входящей в науку о социальных коммуникациях.