Брендерс Стан
Бренде́рс Стан (франц. Stan Brenders, настоящее имя Констан Брендерс, Constant Brenders) (31.5.1904, Брюссель – 1.6.1969, там же), бельгийский джазовый и эстрадный музыкант, один из пионеров бельгийского джаза.
Получил академическое музыкальное образование: около 1924 г. окончил Брюссельскую консерваторию как пианист. С 1927 г. работал пианистом в джаз-бэнде Charles Remue and His New Stompers (см. в статье Стомп), в том же году записал с ним первую бельгийскую джазовую пластинку. В 1932–1935 гг. пианист в Симфоническом оркестре Бельгийского радио (Institut national de radiodiffusion, INR) в Брюсселе, с этим оркестром впервые в Европе исполнил Фортепианный концерт Дж. Гершвина.
В 1936 г. Брендерс возглавил только что созданный Джаз-оркестр INR. Часто выступал с ним в эфире (вёл еженедельную тематическую программу «Полчаса для любителей джаза»), с 1938 г. активно записывался на пластинки отечественных и зарубежных компаний. В годы немецкой оккупации Бельгии (1940–1944), трагически совпавшие с годами его творческого расцвета, коллектив обозначался как «Большой танцевальный оркестр» (т. е. без слова «джаз»). Чтобы обойти цензуру нацистов, причисливших американский джаз к «дегенеративной музыке», Брендерс давал намеренно неточные переводы английских названий: например, пьеса «At the jazz band ball» (англ. «На балу у джаз-бэнда») исполнялась под заголовком «Ball du rythme» (франц. «Бал ритма»). В 1942 г. выступал и записывался с гитаристом Джанго Рейнхардтом и кларнетистом Юбером Ростеном.
Брендерс блестяще владел искусством инструментовки, делал многие аранжировки сам, иногда писал собственные «фантазии на тему». Из американского шлягера «Stardust», например, он сделал большую пьесу и опубликовал её (в 1943) под заголовком «Poussière d'étoile» (франц. «Звёздная пыль»), при этом расширил исполнительский коллектив за счёт струнной группы, арфы, литавр и других инструментов, типичных для академического симфонического оркестра. В жанре «свингованного» фокстрота аранжировал вальс «Fascination» Ф. Д. Маркетти (1904) и лирическую балладу «Im Wachen und im Träumen» В. Айсбреннера из кинофильма «Инспектор уголовного розыска Эйк» («Kriminalkommissar Eyck», 1940). В качестве авторов джазовых композиций, помимо самого Брендерса («Trucky trumps», «Éclats de cuivre», «Wir tanzen weiter» и др.), выступали его солисты – саксофонисты Джек Демани («Melodie in Schwarz», «Trübe Gedanken») и Артюр Саге. Интерпретация пьесы Саге «Modernes Tempo» (1941) – один из лучших примеров аранжировки, виртуозной техники и ритмической дисциплины оркестра.
По окончании войны Брендерс был обвинён в коллаборационизме, уволен с должности дирижёра Бельгийского радио. После долгого разбирательства в 1955 г. бельгийский суд высшей инстанции признал предъявленные обвинением факты коллаборационизма недостаточными, хотя официальной реабилитации так и не последовало. В 1953 г. в Брюсселе Брендерс стал совладельцем пиано-бара L'Archiduc (существует поныне), где сам играл на фортепиано. В 1966–1967 гг. на Бельгийском радио вёл ностальгическую передачу «De Keuze van Brenders» («Выбор Брендерса»), посвящённую довоенному джазу. В США стал известен благодаря своей песне «I envy», которую в 1953 г. записал на пластинку Нат Кинг Коул.
О жизни Брендерса и его джаз-оркестре снят полнометражный документальный фильм «Manneken Swing» (режиссёр Ж. Бешара; 2015).