Борг Маркус
Борг Ма́ркус (Marcus Borg) (11.3.1942, Фергус-Фолс, штат Миннесота – 21.1.2015, Пауэлл-Бьютт, штат Орегон), американский библеист и либеральный теолог, представитель направления прогрессивного христианства, один из основателей и постоянный участник Семинара Иисуса. Один из наиболее известных учёных, занимавшихся проблемой исторического Иисуса. Участвовал во множестве дискуссий о природе Христа, достоверности Библии и религиозной политике в современном обществе. Хотя публикации Борга носили академический характер, они стали популярны среди широкой аудитории.
Биография
Маркус Борг родился и вырос в семье лютеранских традиционалистов. Учился в колледже Конкордия в Мурхеде (штат Миннесота) и изначально планировал заниматься астрофизикой. Впоследствии его интересы переменились, и в 1972 г. он защитил докторскую диссертацию по теологии в Мэнсфилд-колледже в Оксфорде. Несмотря на свой отход от консервативного взгляда на христианство, Борг сохранил интерес к изучению Нового Завета и глубоко погрузился в еврейский контекст Евангелий и жизни исторического Иисуса. С 1979 г. он начал преподавать в Орегонском университете и работал там вплоть до выхода на пенсию в 2007 г. в статусе почётного профессора религии и культуры и заведующего кафедрой религиоведения.
Наряду с Дж. Д. Кроссаном Борг был одним из лидеров Семинара Иисуса, чьих участников объединяло скептическое отношение к Священному Писанию, в частности к повествованиям о чудесах Иисуса и его воскресении из мёртвых. Как и некоторые другие участники семинара, Борг рассматривал Иисуса как еврейского пророка и учителя, чьё учение было основано на иудаизме 1 в. н. э. В отличие от многих участников Семинара Иисуса, Борг продолжал оставаться христианином, посещал церковь и сохранял личную веру в Бога.
В 1983 г. Борг стал членом Епископальной церкви США. Его жена, Марианна Уэллс-Борг, является священником этой церкви и бывшим каноником Троицкого собора в Портленде (штат Орегон) где профессор Борг также нёс служение каноника-богослова.
Борг – автор 21 книги (некоторые написаны в соавторстве). Он читал лекции во многих церквях, университетах и семинариях. Его книги «Иисус: новое видение» (Borg. 1987) и «Встреча с Иисусом снова в первый раз» (Borg. 1994) попадали в списки бестселлеров.
Профессор Борг многократно участвовал в публичных дебатах с более консервативными учёными, которые критиковали методы и основные выводы его работы. Одним из его постоянных оппонентов был известный учёный-библеист профессор Н. Т. Райт, специалист по Новому Завету и истории раннего христианства, а также англиканский епископ Дарема, занимавший эту должность вплоть до своей отставки в 2010 г. Борг – отец двух детей, сына и дочери, на момент смерти у него был один внук.
Обзор произведений
На раннем этапе своей научной карьеры Борг изучал социальные вопросы и роль христианской Церкви в обеспечении социальных изменений. Он критиковал учение традиционных христианских церквей за то, что они ставили на первое место личное спасение, пренебрегая темами прав человека и социальной справедливости. В своей первой книге «Конфликты и социальные изменения» (Borg. 1971) Борг утверждал, что основным направлением христианской жизни должно быть участие в политических и социальных инициативах. Он основывал свою аргументацию на цитатах из Библии, указывающих на необходимость участия Церкви в социальных институтах. Наиболее полно эта тема освещена в его книге «Конфликт, святость и политика в учении Иисуса» (Borg. 1983), где Борг сосредоточил внимание на социальной повестке учения Иисуса, подчёркивая в ней центральную роль милосердия. Борг считал, что понимание учения Иисуса в контексте иудейско-римского конфликта времён его жизни может лучше прояснить евангельскую идею святости, нежели акцент на эсхатологии, который делают современные христианские церкви.
Вскоре после публикации работы «Конфликт, святость и политика в учении Иисуса» Борг стал одним из основателей Семинара Иисуса, на котором с 1985 г. собирались многие известные специалисты по Новому Завету. Участники семинара ставили перед собой две основные цели: попытаться установить, насколько специалисты по Новому Завету согласны между собой в отношении того, действительно ли Иисус говорил те или иные слова, приписываемые ему в Евангелиях, а также популяризовать библеистику в американской культуре. Сам Борг считал, что главная задача семинара – заставить людей осознать сложность библейского текста и возможность толковать его небуквально. Семинар Иисуса вызвал многочисленные споры в христианской среде, большей частью критика шла со стороны консерваторов.
Первой книгой Борга, опубликованной после работы в рамках Семинара Иисуса, была «Иисус, новое видение: дух, культура и жизнь ученичества» (Borg. 1987) – работа, ориентированная на широкую аудиторию. В ней Борг сделал попытку проложить мост между двумя различными взглядами на Иисуса: как на воплотившегося Бога и как на человека, еврейского пророка. Переосмыслив учение Иисуса и исторический контекст, в котором он жил, Борг предложил рассматривать его как поборника социальной справедливости. Книга принесла ему грандиозную популярность. При этом в русле прогрессивистского христианства автор отверг буквальное понимание историй о чудесах и телесном воскресении. По мнению Борга, в этом ракурсе миссия Иисуса открывается с более значимой стороны, чем при буквальном понимании библейского текста. В последующих книгах, три из которых были написаны в соавторстве с другим известным участником Семинара Иисуса – Дж. Д. Кроссаном, Борг продолжал развивать эти идеи, становясь излюбленным автором христианских прогрессистов и объектом нападок для консерваторов.
В более поздних работах, включая книги «Иисус в современной науке» (Borg. 1994) и «Встреча с Иисусом снова в первый раз: исторический Иисус и сердце современной веры» (Borg. 1994), цель Борга осталась прежней: популяризировать работу религиоведов для широкой аудитории и сделать учение Иисуса вновь актуальным.
Под редакцией Борга был также выпущен сборник авторов Семинара Иисуса «Иисус на рубеже тысячелетий» (Borg. 1996), в котором данные современной библеистики излагаются для широкой аудитории. В соавторстве с учёным-буддистом Дж. Корнфилдом Борг опубликовал книгу «Иисус и Будда: Параллельные высказывания» (Jesus and Buddha ... 1997) – сборник библейских цитат в сочетании с аналогичными пассажами из буддийских текстов. Борг также внёс вклад в развитие диалога между либеральными и консервативными теологами, написав книгу «Смысл Иисуса: два видения» (Borg. 1999) в соавторстве с консервативным англиканским епископом Н. Т. Райтом, чьи буквальные интерпретации Нового Завета резко расходились с его собственным восприятием. Борг и Райт – давние друзья, которые вместе изучали Библию под руководством Дж. Б. Кэрда в Оксфордском университете. В интервью The Washington Post оба автора отметили, что, хотя их видение Иисуса остаётся различным, они постарались создать образец богословской дискуссии, основанной на взаимном уважении. Под редакцией Борга также был опубликован сборник статей, посвящённых теме источника Q – предполагаемо утерянного текста изречений Иисуса, который, по мнению многих современных библеистов, лёг в основу синоптических Евангелий (Borg. 1999).
В своей книге «Чтение Библии снова в первый раз: восприятие Библии серьёзно, но не буквально» (Borg. 2001) Борг продолжил полемику с буквалистскими интерпретациями Библии. Борг утверждал, что Библия содержит истину, независимо от того, соответствуют ли исторической действительности содержащиеся в ней факты. Автор развивает выводы его книги «Смысл Иисуса», пытаясь найти срединную позицию между фундаментализмом и полным отказом от веры в богодухновенность Библии.
В книге «Проживая сердце христианства: вновь открывая жизнь веры» (Borg. 2006), рассматривается эволюция христианства в истории человечества. По мнению Борга, современные люди, в отличие от людей древности, больше не хотят становиться адептами веры, обещающей награду в загробной жизни. Вместо этого они ищут что-то, что поможет им в настоящем, – веру, которая позволит им соединиться с Богом и понять этот мир. По мнению Борга, именно таким должно быть современное христианство, и это делает его чрезвычайно практичной религией для современных людей.
В книге «Последняя неделя: Подробный рассказ о последней неделе Иисуса в Иерусалиме», написанной Боргом в соавторстве с Кроссаном (Borg. 2006), в качестве основного источника используется Евангелие от Марка. Каждая глава книги соответствует одному дню последней недели жизни Иисуса. Большая часть традиционных христианских догматов пересматривается авторами в духе христианского прогрессивизма, в том числе искупительный характер миссии Иисуса, а также вера в его телесное воскресение.
Влияние
Книги Борга были переведены на 14 языков и изданы более чем миллионным тиражом. В газете The New York Times Борг был назван «лидирующим библеистом движения, которое принято называть прогрессивистским христианством». После смерти Борга его жена и почитатели его произведений основали Фонд Маркуса Борга, ставящий своей основной задачей распространение его трудов и создание комментариев к ним.