Блочная крепь
Бло́чная крепь, сплошная многошарнирная горная крепь из бетонных блоков, которую используют в горизонтальных выработках при горном давлении 3–4 кгс/см² (~ 300–400 кПа) и более.
В СССР впервые применена при проходке щитом водоносных пород под рекой Неглинная во время строительства 1-й очереди Московского метрополитена (начало 1930-х гг.). Блочную крепь выполняют из заводских бетонных блоков массой ~ 300–400 кг (иногда армируемых металлическим каркасом), толщиной 300–400 мм. Способна сразу после установки воспринимать давление горных пород, что позволяет возводить её у забоя выработки без применения временной крепи. Различают блочные крепи с обратным (рис. 1, а) и без обратного (рис. 1, б) свода для жёсткого или податливого режимов работы.
Податливость достигается установкой между блоками прокладок из дерева или синтетических материалов (на основе полистирола и др.) толщиной 10–40 мм, сминающихся под нагрузкой. Для возведения блочной крепи применяют шаблон-крепеукладчик со сводом, соответствующим сечению выработки, и лебёдку (рис. 2).
По мере укладки блоков закреплённое пространство заполняют породой. Последним устанавливают замковый блок. Деревянные прокладки у замкового блока закладывают с торца. На 1 м длины выработки расходуются от 24 до 46 блоков общим объёмом 2,9–7,6 м³ бетона и ~ 0,3–0,5 м³ прокладок.