Шарнирная крепь
Шарни́рная крепь, сборная крепь, элементы которой состыкованы шарнирно и могут перемещаться относительно друг друга вокруг оси шарнира без нарушения работоспособности и несущей способности крепи.
Шарнирные стыки в такой крепи не воспринимают и не передают изгибающие моменты, поэтому элементы крепи, имеющие сравнительно небольшую длину, работают главным образом на сжатие и лишь в незначительной степени на изгиб, вследствие чего элементы шарнирной крепи могут быть выполнены более лёгкими и дешёвыми по сравнению с элементами жёсткой крепи при той же несущей способности в целом. Чем больше количество элементов в шарнирной крепи, тем меньше длина элементов и лучше условия работы её на изгиб. Однако увеличение количества шарниров отрицательно сказывается на устойчивости крепи, удорожает её и затрудняет монтаж, поэтому шарнирные незамкнутые крепи в большинстве случаев состоят из 3–5 (в редких случаях большего количества) элементов. При небольших смещениях боковых пород в шарнирно-арочных, панельных, блочных и тюбинговых крепях наибольшее распространение получили шарнирные сопряжения элементов по цилиндрическим поверхностям. В этом случае каждый элемент в торцевой части имеет с одной стороны цилиндрическую выпуклость, с другой – выемку с немного большим радиусом кривизны.
При значительных смещениях боковых пород применяют более устойчивые шарнирно-болтовые соединения, в которых растягивающие усилия воспринимаются болтами, а сжимающие и боковые – соответствующими опорными поверхностями шарниров.