Биокапитализм
Биокапитали́зм, понятие, описывающее подтип капитализма, который возник в результате прогресса молекулярной биологии, клеточной биологии и микробиологии. Впервые термин использован в 1997 г. американским журналистом Д. Шенком для осмысления возможных социальных последствий реализации международного проекта «Геном человека». Шенк допустил вероятность возникновения такого общества, где элита сможет использовать достижения генетики в своих интересах, и одна часть людей сможет рождаться «со шпорами на ногах», а другая – «с сёдлами на спинах» (Shenk. 1997. P. 45). После окончания проекта «Геном человека» сопровождавшая его эмоциональная дискуссия в гуманитарно-научной и журналистской среде угасла, уступив место более трезвому и всестороннему рассмотрению последствий биотехнологической революции конца 20 в.
Концепция К. Сундера Раджана
Значительный вклад в развитие представлений о биокапитализме в начале 2000-х гг. был внесён К. Сундером Раджаном, который определил биокапитализм как новый тип капитализма, созданный прогрессом наук о жизни. Согласно его точке зрения, если в 19 в. развитие капитализма было обусловлено прогрессом тяжёлой промышленности, то в 21 в. оно определяется прогрессом информационных технологий и биотехнологий (Sunder Rajan. 2003).
Отталкиваясь от работ К. Маркса, в которых был проанализирован феномен промышленного капитализма и логика производства капитала в 19 в., К. Сундер Раджан рассмотрел феномен новейшего высокотехнологичного капитализма, формирующегося в таком секторе экономики, как фармацевтическая индустрия. В условиях капитализма прежних эпох основными источниками стоимости выступали земля и сосредоточенные в ней природные ресурсы – уголь, нефть, газ. При биокапитализме источником стоимости выступают фрагменты живой материи – биомолекулы, животные и растительные клетки, штаммы микробов, способные продуцировать т. н. биокапитал. В техническом, организационном и правовом плане производителями, распространителями и распорядителями биокапитала выступают такие агенты биокапитализма, как крупные фармацевтические корпорации («Большая Фарма») и ассоциированные с ними венчурные биотехнологические кампании.
Согласно К. Сундеру Раджану, становление биокапитализма сопровождается не только структурными изменениями в экономике, но и трансформацией самой природы труда. Так, в Индии в 1950–1970-е гг. основная часть мужского населения была занята в различных отраслях традиционной промышленности, а в 1980-е и 1990-е гг. в ходе либерализации экономики и политики по поощрению высокотехнологичных производств многие предприятия были закрыты или реорганизованы. В Бомбее и Ахмадабаде в 1980-е гг. в связи с закрытием предприятий текстильной промышленности сотни тысяч рабочих-мужчин лишились прежней работы. В новых условиях источником заработка – нестабильного и рискованного – для многих стала работа в качестве добровольных участников испытаний новых фармацевтических препаратов, организованных при посредничестве сети рекрутинговых агентств по проведению клинических исследований (Sunder Rajan. 2005; 2006; 2008).
Дальнейшее теоретическое развитие концепции
Идеи К. Сундера Раджана оказали большое влияние на М. Купер, К. Уолдби и Р. Митчелла, которые представили целый ряд исследований о феномене современного биокапитализма.
М. Купер предпочла использовать вместо термина «биокапитализм» более нейтральный по звучанию термин «биоэкономика» (Cooper. 2007), связав происхождение новой социально-экономической системы в США с программой реформ 1980-х гг., известных как рейганомика (Cooper. 2008). Отталкиваясь от выводов К. Сундера Раджана о трансформации природы труда в контексте биотехнологического производства, М. Купер совместно с К. Уолдби проанализировали различные маргинальные формы («клинического») труда, сопутствующие развитию биокапитализма/биоэкономики – труд участников клинических испытаний, услуги в области суррогатного материнства («фертильный аутсорсинг»), женский регенеративный труд по предоставлению пуповинной крови и содержащихся в ней стволовых клеток биомедицинским лабораториям (Cooper. 2014).
К. Уолдби совместно с Р. Митчеллом предпочли термину «биоэкономика» термин «экономика тканей», показав, что в условиях высокотехнологичного позднего капитализма источником стоимости всё чаще становятся т. н. отходы, в том числе отходы биомедицинской деятельности – пуповинная кровь, фертильные (абортивные) ткани и др. (Waldby. 2006). Указывая на всеядность новейшего капитализма и его изобретательность в поиске новых источников капитала, все вышеперечисленные авторы отказываются выносить о нём негативные оценочные суждения и пытаются найти позитивные моменты в функционировании этой социально-экономической системы.
Критическая позиция В. Шивы
Более критическую концепцию биокапитализма развивает В. Шива, которая как учёный стоит на позициях антиколониализма и антиглобализма. В фокусе её внимания находятся наиболее одиозные проявления современной глобальной экономики, прежде всего деятельность западных биотехнологических компаний в развивающихся странах. Так, анализируя продажу генно-модифицированных семян такими компаниями, как «Монсанто», индийским фермерам, В. Шива сообщает, что эта практика привела к установлению контроля над рынком посевных материалов со стороны западных компаний в Индии в 1990-е гг.
Согласно В. Шиве, торговая экспансия западного капитализма в Третьем мире сопровождается драматическими последствиями – разорением фермеров, разрушением традиционного сельского хозяйства и установлением контроля над источниками пищи со стороны глобальных производителей продовольствия, который подкрепляется нормами ВТО и системой патентного права. Усматривая аналогию между поведением западных биотехнологических компаний в Индии и других странах глобального Юга и пиратскими набегами европейцев в богатые страны Азии, Африки и Америки в Новое время, В. Шива трактует современный биокапитализм как биопиратство и призывает не только к исследованию этого явления, но и сопротивлению ему на практике (Shiva. 1997; Shiva. 2000).
Научные исследования В. Шивы тесно связаны с её общественно-политической деятельностью: в 1987 г. ею создана неправительственная организация «Навданья», которая занята созданием запасов семян культурных растений, защитой прав индийских крестьян в рамках их отношений с глобальными производителями ГМ-семян и поддержкой культуры органического фермерства.