Бенуа Хиен
Бенуа́ Хие́н (Benoît Hiên) (1614, провинция Нгеан – 15.3.1684, Тханглонг, ныне Ханой), один из первых вьетнамских католических священников, служивший в миссии Тонкина (княжество Дангнгоай – на севере современного Вьетнама).
Бенуа Хиен с детства превосходил многих своих сверстников; будучи способным учеником, рано преуспел в чтении китайских текстов по христианской религии.
В 1666 г. прибывший в г. Тханглонг (ныне Ханой) с полномочиями генерального викария миссионер Франсуа Дедье (François Deydier, 1634–1693) сблизился с вьетнамскими катехуменами и выбрал среди них кандидатуры в священники. Среди них был Бенуа Хиен. Уже в феврале 1668 г. Ф. Дедье отправил его в семинарию в Аютию (Сиам) с другим катехуменом – Жаном Хюэ. После 2 месяцев подготовки оба были рукоположены в священный сан епископом П. Л. де ла Моттом. Бенуа Хиену на тот момент было 54 года.
В августе того же года новопоставленные священники вернулись в миссию Тонкина, где продолжали совершенствовать свои знания уже под руководством Ф. Дедье. Тот перевёл для них различные религиозные тексты с латинского языка на вьетнамский. Бенуа Хиену удалось принять исповедь у 3 тыс. человек, которые уже по 20–25 лет не были на исповеди. Ф. Дедье не доверял ему служить мессу, но все остальные церковные требы для христиан Тханглонга он совершал.
Бенуа Хиен быстро ориентировался в обстановке, ему удавалось удачно избегать опасностей во время гонений. Он всегда сопровождал Ф. Дедье во время его визитов к христианам в «королевском» запретном городе (резиденции правителя) в Тханглонге. Благодаря своим знаниям и ловкости, он многократно спасал европейского миссионера от преследований. Бенуа Хиен внушал прихожанам, и не только им, большое уважение. В кварталах и храмах его приходов не было ни одного ареста, так как не было ни одного доноса на христиан. Он проявлял отличные деловые качества и огромную энергию в выполнении своего дела. Исповедь Бенуа Хиен принимал обычно по ночам, как это делали все священники в стране из-за преследований властей. Когда он уставал, то не ложился спать, а прислонялся к стене на полчаса и, постояв так, снова принимался за работу.
Уже будучи тяжело больным, он не колеблясь шёл принимать исповедь у больных и калек. Однажды крупный придворный чиновник, фаворит правителя Чинь Така, тяжело заболев, послал за Бенуа Хиеном, пожелав принять крещение. Священник пешком с трудом добрался под сильным дождём по размытым дорогам до дома чиновника. У него открылось кровотечение горлом, и он потерял сознание. Но как только Бенуа Хиен пришёл в себя, он окрестил чиновника по всем правилам, предварительно объяснив ему суть таинства крещения. Закончив обряд крещения, он, обессилев, упал. Узнав о его состоянии, навестить Бенуа Хиена пришли оба миссионера Тонкина Ф. Дедье и Жак де Бурж (Jacques de Bourges, 1630–1714), желая проявить тем самым своё глубокое уважение к нему, к его усердию во время исполнения им своего священнического служения, но Бенуа Хиен был уже без сознания и вскоре скончался. Его тело было захоронено в епархии Буйтю в провинции Намдинь, ставшей со временем католическим центром Дангнгоая.
Священники Бенуа Хиен и Жан Хюэ открыли новую страницу в жизни вьетнамской католической церкви. Начиная с первых рукоположений вьетнамских священников епископом П. Л. де ла Моттом и до конца 17 в. вся миссионерская работа в регионе велась самостоятельно вьетнамским духовенством. С 1682 г., когда были рукоположены в епископский сан Ф. Дедье и Ж. де Бурж, семинаристам Тонкина больше не требовалось ездить в Аютию, чтобы получить сан священника. С двумя опытными епископами и при численном росте местного духовенства миссия Тонкина переживала свой расцвет, несмотря на продолжавшиеся преследования христиан.