Бардт Ханс Пауль
Бардт Ханс Па́уль (Hans Paul Bahrdt) (3.12.1918, Дрезден – 16.6.1994, Гёттинген), немецкий социолог-урбанист. Способствовал институциализации социологии в послевоенной Германии, в том числе написал ряд учебников. По своим теоретическим взглядам был близок к социологической концепции повседневности А. Шюца. Исследовательские интересы Бардта охватывали обширные области социальной жизни: социальную структуру послевоенной Германии, формы социальных взаимоотношений на предприятии, в семье, бюрократической организации и, в особенности, в городе. Его концепция крупного индустриального города стала составной частью социологического знания в этой области.
В 1952 г. получил степень PhD по философии в Гёттингенском университете за работу «Свобода человека в истории у И. Г. Гердера», тогда же и опубликованную (Bahrdt. 1952). Работал до 1955 г. ассистентом в университете Мюнстера в Дортмунде, внештатным научным сотрудником в корпорации BASF. В 1958 г. прошёл процедуру абилитации по теме «индустриальная социология». В 1959–1962 гг. – профессор Ганноверской высшей технической школы, в 1962–1982 – профессор Гёттингенского университета. В 1968 г. Бардт организовал в Гёттингенском университете Институт социологических исследований (Soziologisches Forschungsinstitut an der Georg-August-Universität, SOFI), функционирующий и поныне. Бардт принадлежит к кругу основателей современной немецкой социологии, много сделавшим для её институциализации в университетской и политической среде.
Бардт был социологом самого широкого профиля. В 1950-е гг. он вошёл в большой проект изучения социальной структуры индустриального мира западногерманского общества. Итоги исследования были опубликованы в двух сборниках, изданных в 1957 г.: «Technik und Industriearbeit: Soziologische Untersuchungen in der Httenindustrie» и «Das Gesellschaftsbild des Arbeiters. Soziologische Untersuchungen in der Httenindustrie».
Целью проекта, по позднейшему замечанию Бардта, являлась верификация на конкретном материале выводов К. Маркса о социальной структуре буржуазного общества. Участники проекта были знатоками марксистской теории. Впоследствии их упрекали в том, что они руководствовались марксовой методологией. В свою очередь, Бардт настаивал, что и в исследовательских методах, тем более, в выводах, «… мы отступили от Маркса» (Bahrdt. 1985. S. 152).
Исследователи обнаружили несколько картин мира в культуре рабочих тяжёлой индустрии, а с ними и неоднородность представлений об обществе и о своём месте в нём. Позднее Бардт отстаивал идею новой по сравнению с 19 в. социальной структуры промышленного предприятия, в котором разделение на пролетариев, инженеров и служащих было чем-то второстепенным по отношению к социально-культурной дифференциации на основе освоенного работниками коллективного опыта, повседневных образов социальной жизни (Bahrdt. 1962a. S. 25–33; Bahrdt. 1962b. S. 15–24; Bahrdt. 1962c. S. 34–43).
Одновременно с концепцией повседневности, основанной на трудах А. Шюца, Бардт интерпретировал на западногерманском материале идею урбанизма. Следуя логике Л. Вирта, Бардт исследовал западногерманский город. В те годы интеллектуальное сообщество ФРГ было расколото по отношению к городу. Отношение к городу как к «каменным джунглям» или «асфальтовой пустыне» было закреплено во влиятельнейшей традиции немецкой интеллектуальной мысли. Идеи такого рода вошли в официальную идеологию нацистского режима и пережили его крах. Бардт принадлежал к кругу либеральных социологов – духовных наследников И. Г. Гердера. Город для них был важнейшим достижением цивилизации и условием социального и культурного прогресса. Бардт развивает концепцию крупного современного города как определённого противоречивого единства приватной и публичной сфер жизнедеятельности человека: «…социальная жизнь в нём приобретает специфическую упругость, динамизм и сознательность» (Bahrdt. 1961. S. 56).
По Бардту, приватность воплощается в доме, семье, малой социальной общности; публичность – в «улице», политических учреждениях, промышленных и торговых предприятиях и прочем. Полярность этих сфер предполагает неполную включённость горожанина в территориальную общность, что обеспечивает ему личную независимость и политическую свободу. Таким образом, городская жизнь организуется по рыночному принципу, который «…гарантирует неограниченный выбор контактов каждого с каждым, открытость социальных возможностей для горожанина, во власти которого решать, с кем, когда, каким образом и как долго поддерживать эти контакты» (Bahrdt. 1961. S. 40).
В то же время Бардт указывает на проблемы большого города: равновесие между приватностью и публичностью в нём нарушено. В «спальных районах» возможности для публичной жизни ограничены. Среди горожан много людей, пребывающих в бедности и не способных реализовать свои и публичные и приватные амбиции.
В книге «Гуманное городское строительство» (1968) Х. П. Бардт (Bahrdt. 1973) выдвигает идею социального планирования городов, предусматривавшую социальную поддержку так называемым «слабым горожанам», в том числе студентам, молодым матерям.
Одновременно Бардт адаптирует концепт повседневности Э. Гуссерля–Шюца к практикам социологических исследований. «Феноменология, – писал он, – это не описание феноменов. Тогда бы это называлось феноменографией. Здесь же речь идёт о смысле явления (Logos des Erscheindenden)» (Bahrdt. 1985. S. 153).
Ключевым пунктом для него является социальная ситуация. Бардт предлагает разделить их на два класса – повседневные и внеповседневные ситуации. К первым относятся те из них, которые не вызывают у людей сильных чувств, иначе говоря, ситуации привычные, многократно повторяющиеся и прочие. Внеповседневные, напротив, эмоционально нагружены, необычны и т. п. В реальности, – добавляет он, – социолог имеет дело со смешанными ситуациями: даже «…повседневное может внезапно сделаться проблематичным» (Bahrdt. 1996. S. 237).
Современники видели в Бардте, прежде всего, исследователя повседневности (Baethge. 1983. S. 5). Он был автором популярного до сих пор учебника «Ключевые понятия социологии» (Bahrdt. 2014). Сегодня его рассматривают как одного из основателей современной немецкой социологии, много сделавшего для её включения в мировую социологическую науку.