Автогенная плавка
Автоге́нная пла́вка (от авто... и греч. γένος – род; буквально – самородная, т. е. самостоятельно развившаяся), процесс высокотемпературной переработки металлургического сульфидного сырья (руда, концентраты, промежуточные продукты металлургического производства, промышленные отходы), осуществляемый за счёт теплоты экзотермических химических реакций, протекающих между компонентами перерабатываемого сырья и окислителем. Исходное сырьё окисляется с образованием расплавов шлака и штейна (или чернового металла) и выделением отходящих газов. Расход энергетических ресурсов (углесодержащее топливо, электроэнергия и т. п.) при автогенной плавке минимален и связан лишь с получением окислителя (кислород) и разогревом агрегата до наступления автогенного режима. Основным источником теплоты является реакция окисления сульфида железа (при переработке сырья цветных металлов), а также реакции шлакообразования, горения серы (образующейся при диссоциации сульфидов), окисления примесей в жидком металле (при конвертерной переработке чугуна). Автогенная плавка возможна только при высокой интенсивности протекания химических реакций. Если теплоты химических реакций недостаточно для достижения требуемой температуры плавки, применяют подогретое дутьё (за счёт тепла горячих отходящих газов) или дутьё, обогащённое кислородом (вплоть до чистого кислорода). Режим автогенной плавки зависит от состава шихты и содержания в ней серы, а также состава дутья, его температуры и способа ввода (верхнее, боковое, факельное). Достоинства автогенной плавки: низкий расход топливно-энергетических ресурсов, высокая производительность процесса, снижение объёма выбросов вредных газов в окружающую среду (по сравнению с неавтогенными процессами). К наиболее известным автогенным плавкам относятся кислородно-конвертерная переработка чугуна, конвертирование медных и никелевых штейнов, кислородно-взвешенная плавка и плавка во взвешенном состоянии сульфидных концентратов, плавка в печи с жидкой ванной.