AOR
AOR (аббревиатура от англ. album oriented rock – рок, ориентированный на альбомы), стилевое направление рок-музыки. Аббревиатура AOR имеет ещё 2 варианта расшифровки и, соответственно, 2 значения: adult oriented rock (рок, ориентированный на взрослых) и arena oriented rock (рок, ориентированный на стадионы). Последнее явление иногда отделяют в самостоятельное стилевое направление – arena rock.
AOR как направление «рок, ориентированный на альбомы» сложилось к середине 1970-х гг. в процессе стремления упростить хард-рок и арт-рок и сделать их более доступными аудитории. Среди других видов и стилевых направлений рока AOR выделяется запоминающейся вокальной мелодией, которая исполняется преимущественно мужским голосом, доходящим до 2-й октавы с использованием микста, в редких случаях – только грудного звучания, что позволяет аудитории маркировать данную музыку как «мелодик-рок» (иногда – «мелодичный хард-рок») и «помп-рок» («помпезный рок»). Среди других стилевых черт AOR – гитарные риффы, близкие к хард-року, и обязательное присутствие клавишных инструментов. Функция клавишника по мере развития AOR менялась: акустическим и электромеханическим клавишным инструментам группы всё чаще предпочитали синтезаторы, хотя концертное использование последних в 1970–1980-е гг. было сопряжено с техническими трудностями. Наряду с мелодической доступностью важное значение в AOR имеют саунд и аранжировка. Будучи родственными также поп-року, AOR-песни пишутся в куплетной форме и имеют небольшую, по законам «радиоформата», продолжительность звучания. В припеве часто увеличивается количество вокальных партий (в некоторых случаях звучание приближается к хоровому). Мелодико-гармоническая основа значительно сильнее связана с европейской традицией, чем с блюзом, что также отличает AOR от других стилевых направлений и видов рока.
Под обозначением AOR как «рок, ориентированный на альбомы» изначально понималась музыка, пригодная для тематических программ радиовещания в США конца 1960-х – начала 1970-х гг. В репертуар радиостанций включались композиции рок-групп, которые издавались преимущественно в альбомах и имели важное значение для драматургической целостности альбома. Такие композиции исполнялись редко или вообще не исполнялись на концертах, не рекламировались в виде синглов и др. и поэтому могли вовсе не попадать в коммерческие хит-парады. В стилевом отношении музыка направления AOR была неоднородной – охватывала фьюжн, джаз-рок, поп-рок, психоделический рок, фолк-рок, арт-рок, иногда хард-рок.
Расшифровка AOR как «рок, ориентированный на взрослых» подчёркивает оппозицию панк-року, который был рупором настроений молодёжи 2-й половины 1970-х гг., а также бабл-гам-року и бабл-гам-попу (от англ. bubble gum, буквально – жевательная резинка, надувающаяся в пузырь). Отсылка к взрослой аудитории подчёркивает, что в AOR, в отличие от панк-рока, ценится эстетика и музыкальное мастерство (характер этой музыки публика и журналисты зачастую аттестовывают как «приподнятый», а то и «пафосный»), но в противоположность арт-року здесь присутствует нацеленность на производство песен-хитов, что сближает AOR с поп-форматом.
В конце 1970-х – 1980-е гг. многие рок-группы и отдельные музыканты других стилевых направлений постепенно пришли к AOR. Например, группы Toto и Journey вышли из джаз-рока, Kansas и Yes – из арт-рока. При участии гитариста последних Стива Хау была создана группа Asia, в которой также играли именитые арт-роковые музыканты – басист Джон Уэттон (её основатель, участник King Crimson в 1972–1974 и сооснователь группы UK, просуществовавшей и записавшей 2 студийных альбома в 1978–1980) и ударник Карл Палмер (известный по ELP). Ещё один показательный случай возникновения AOR из арт-рока – группа Foreigner, в первом составе которой был Иэн Макдоналд – также участник группы King Crimson в 1968–1969 гг. и игравший сессионно в их альбоме «Red» (1974).
Расцвет AOR в США пришёлся на 1980-е гг., менее популярным направление было в Великобритании, Канаде и Швеции. В 1980-х гг. аббревиатура AOR также стала расшифровываться как arena oriented rock (стадионный рок). По смыслу этот вариант во многом противоположен изначальному, поскольку «живой» концерт (в частности стадионный) – совсем иная форма донесения рок-музыки до слушателя, чем записанный в студии альбом, а непосредственное восприятие одной композиции в концерте больше связано с сопереживанием, чем целый альбом-опус, записанный в студии. Среди песен-хитов AOR 1980-х гг. выделяются «Heat of the moment» и «Only time will tell» группы Asia, «Can’t let you go» и «I surrender» группы Rainbow, «Eye of a tiger» и «Burning heart» группы Survivor, «How far to Jerusalem» группы Magnum, «Abandon» группы Dare, «Broken Wings» группы Mr. Mister. Альбом, содержащий AOR-композицию, зачастую относят к иным разновидностям рока – поп-року, хард-року, глэм-року и глэм-металлу, а также поп-металлу и хэйр-металлу (от англ. hair – волосы; словосочетание отсылает к внешним атрибутам рок-имиджа 1980-х гг.). Со 2-й половины 1980-х гг. саунд AOR подверался влиянию металла.
Среди наиболее значительных альбомов AOR: «90125» группы Yes, «Final countdown» группы Europe, «Raised on radio» группы Journey, «Everybody’s crazy» Майкла Болтона, «Inside information» группы Foreigner, «Odyssey» Ингви Мальмстина. Эти и многие другие альбомы имеют платиновый, а в некоторых случаях и мультиплатиновый статус.
В 1990-е гг. популярность AOR резко упала, при этом некоторые его представители продолжали активно выпускать альбомы (например, группа House Of Lords). Бо́льшая часть специфики AOR ассимилировалась в прогрессив-металл и пауэр-металл и прослеживается в творчестве групп Royal Hunt, Stratovarius, Nightingale, Masterplan. Расшифровка AOR как «adult oriented rock» повлияла на обозначение «adult contemporary» (современная музыка для взрослых), которым в 21 в. в тематических программах пользуются западные радиостанции.
В СССР эпохи перестройки элементы AOR прослеживались в творчестве группы «Автограф», отчасти – группы «Август».