Анит из Эвонимона
А́нит из Эвонимо́на (греч. Ἄνυτος Εὐωνυμεύς; Анит сын Антемиона, Ἄνυτος Ἀνθεμίωνος) (около 443 – 396 до н. э.), участник диалога Платона «Менон» и обвинитель Сократа в суде.
О родословной Анита известно немного: из диалога Платона «Менон» можно сделать вывод, что отцом Анита был человек, который разбогател благодаря «собственной мудрости и усердию» (Менон. 90а). Сократ сообщал, что, по мнению большинства афинян, Анит был воспитан достойно, а потому его выбирали на высокие должности.
В произведении «Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофан сообщил, что Анит был членом Совета в 413–412 гг. до н. э. Д. Нейлз полагала, что если это действительно так, то Анит был коррумпированным членом Совета (Нейлз. 2019. С. 77). Если же нет, то началом политической карьеры Анита считается 409 г., в котором, по сохранившемуся свидетельству, он был военачальником Пилоса, находившегося на тот момент под контролем Спарты. Анит вёл 30 триер в Пилос, чтобы вернуть его под контроль Афин, но ему помешала плохая погода (Нейлз. 2019. С. 77). За стратегическую неудачу и потерю Пилоса его ожидало наказание, которого Аниту удалось избежать благодаря подкупу большинства присяжных. Как отмечает Д. Нейлз, его метод подкупа позже получил название δεκάζειν, что означает «подкупить кого-нибудь в качестве лжесвидетеля», а наказанием за него стала смертная казнь. В период правления «Тридцати тиранов» Анит поддерживал группировку Ферамена, но позже всё равно был изгнан Тридцатью. Ферамен посчитал такое решение ошибкой, поскольку давал высокую оценку лидерским качествам Анита, который мог бы увеличить сторонников демократии.
В диалоге «Менон» Анит принимает в Афинах Менона (Менон. 90b), однако беседа, скорее всего, проходит в каком-то общественном месте, а не дома (Платон. Т. 1. 2006. С. 593). Сообщается также, что он плохо относился к софистам и предостерегал Сократа от слишком поспешного вынесения дурных мнений о других, поскольку это может сильно навредить людям (Менон. 92b, 94е). А. А. Тахо-Годи так характеризовала фигуру Анита: «...это человек догматически мыслящий, нетерпимый к софистам (с которыми он связывает и Сократа), а заодно и вообще к новым философским веяниям» (Платон. 2006. С. 593). Однако в диалоге Анит признаётся, что никогда не имел дела с софистами.
В 399 г. от лица ремесленников и политиков Анит выдвинул обвинение против Сократа (Платон. Апология. 23е): в последнем он видел опасного критика идеалов государственности. По свидетельству Диогена Лаэртия, речь Сократа была написана софистом Поликратом около 393–392 гг. (DL II, 38; Нейлз. 2019. С. 78). Также Диоген Лаэртий сообщал, что разгневанные афиняне в знак раскаяния после вынесения приговора Сократу казнили одного из обвинителей Мелета II, а других изгнали из города (D. K. 2.43). О смерти Анита доподлинно неизвестно: по одним данным, он бежал из Афин в Гераклею Понтийскую, где жители, знавшие о смерти Сократа, забили его камнями до смерти; согласно другим источникам, в 396 г. Анит выступал в качестве оратора в обращении к Собранию от партии Фрасибула и Эзима, а значит был жив и имел возможность участвовать в политической жизни города (Нейлз. 2019. 79).