Амуро-Якутская магистраль
Амуро-Якутская магистраль. Впервые идея строительства железной дороги до Якутска появилась в 1880-е гг. в период строительства Транссибирской магистрали. В 1930-е гг. началась первая фаза строительства (соединительная ветвь между Транссибирской и Байкало-Амурской магистралями), прерванная Великой Отечественной войной.
Строительство возобновлено в 1975 г. В 1978 г. открыт первый участок Бамовская – Тында – Беркакит (длина 399 км; соединил Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали; с 2008 маршрут уменьшен на 5 км и начинается не на станции Бамовская, а на станции Горелый); начато пассажирское движение от Бамовской до Тынды. В 1984 г. достроен участок длиной 9 км до станции Нерюнгри-Пассажирская (г. Нерюнгри), организовано грузовое и пассажирское сообщение (в том числе беспересадочный вагон Нерюнгри – Москва). В 1992 г. открыта часть магистрали до станции Алдан в г. Алдан длиной 294 км, пассажирское сообщение действует с 1996 г. В 1-й половине 1990-х гг. строительство было фактически остановлено.
В 1996–1997 гг. построен небольшой участок Алдан – Томмот длиной 81 км (с 2002 начато регулярное грузовое сообщение, с 2004 – регулярное пассажирское сообщение), в 2005–2007 гг. – Томмот – разъезд Болотный (длиной 63 км), в 2007–2010 гг. – Болотный – Кердём (длиной 307 км), в 2010–2014 гг. – Кердём – Нижний Бестях (72 км). В 2009 г. начато рабочее движение на участке Томмот – разъезд Амга. В 2014 г. на участке Томмот – Нижний Бестях началась временная эксплуатация (только для грузовых поездов). 27 июля 2019 г. вокзал Нижний Бестях открыт для пассажиров, создан подъездной маршрут до Якутска (сочетание 19-километрового маршрута по автодорогам и 12-километровой переправы через реку Лена). Организовано дальнее сообщение с Нерюнгри, Тындой, Благовещенском, Иркутском, Хабаровском и Владивостоком.
По состоянию на 2023 г. длина Амуро-Якутской магистрали составляет 1215 км. Действуют станции Горелый (на Транссибирской магистрали), Тында, Бестужево (обе – на Байкало-Амурской магистрали), Муртыгит, Пурикан, Аносовская, Беленькая, Могот, Рихард Зорге, Нагорная-Якутская, Золотинка, Окурдан, Беркакит, Нерюнгри-Пассажирская, Нерюнгри-Грузовая, Денисовский, Чульбасс, Тенистый, Алдан, Куранах, Томмот, Амга, Кюргелях, Олень, Кердём, Нижний Бестях.
Южная часть Амуро-Якутской магистрали (участок Горелый – Нерюнгри-Грузовая длиной 416 км) входит в состав Тындинского отделения Дальневосточной железной дороги. Северная часть Амуро-Якутской магистрали (участок Нерюнгри-Грузовая – Нижний Бестях длиной 799 км) управляется предприятием «Железные дороги Якутии» (1995; штаб-квартира в Алдане), акции которого почти поровну принадлежат компании «Российские железные дороги» и Правительству Якутии. Объём перевозок грузов составляет 5,97 млн т (2020), число перевезённых пассажиров – 79,2 тыс. человек. Низкий пассажиропоток связан с отсутствием прямого железнодорожного сообщения с Якутском (требуется достройка железной дороги и моста или тоннеля через реку Лена и её протоки).