Аюшеев Дамба Бадмаевич
Аюше́ев Дамба́ Бадма́евич, пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев (род. 1.9.1962, село Шергольджин, Красночикойский район, Читинская область), глава Буддийской традиционной сангхи России (с 1995) – крупнейшей буддийской организации России (избран XXIV пандито хамбо-ламой Центрального духовного управления буддистов России, ЦДУБ, ныне Буддийская традиционная сангха России, БТСР).
Ранние годы
В 1980 г. окончил Петровск-Забайкальское педагогическое училище, после чего работал учителем в средней школе села Кункур Агинского Бурятского автономного округа (ныне Забайкальский край). В 1983 г. по направлению Агинского дацана учился в Буддийском университете имени Дзанабадзара в Улан-Баторе по специальности «тибетская медицина». По окончании университета по поручению ЦДУБ в течение года курировал советских студентов, обучавшихся в этом университете. Затем работал врачом (эмчи-ламой) в Иволгинском дацане. В 1991 г. назначен настоятелем (ширээтэ-ламой) Хилгантуйского дацана в Кяхтинском районе Бурятии. Под руководством Аюшеева в Иволгинском дацане был заново отстроен разрушенный Цогчен-дуган.
В статусе пандито хамбо-ламы
Став в 1995 г. главой самой крупной буддийской общины России, Аюшеев занимается укреплением целостности сангхи и её иерархической структуры. В 1996 г. по его инициативе на сугунды (съезде) буддистов были приняты новый устав и новое название организации – БТСР.
Аюшеев провозгласил независимый статус бурятского буддизма как особой ветви северного буддизма с возможностью ведения службы на бурятском, а не на тибетском языке. Он активно занимается восстановлением старых и строительством новых дацанов. Ныне к БТСР относятся 31 дацан в Бурятии, 2 – в Иркутской области, 3 – в Забайкальском крае, Санкт-Петербургский дацан (Гунзэчойнэй), Якутский дацан, Московское представительство, буддийская община в Новосибирске.
В 2002 г. Аюшеев организовал перенесение саркофага с телом главы бурятских буддистов в 1911–1927 гг., XII пандито хамбо-ламы (Даши-Доржо Итигэлова, 1852–1927), с места его захоронения в местности Хухэ Зурхэн улуса Хурамша в Иволгинском районе Бурятии в Иволгинский дацан. В 2008 г. тело было перемещено в специально построенный храм на территории дацана, ставший местом паломничества.
Социальной базой буддизма в Бурятии Аюшеев считает сельское население – носителей бурятского языка, традиционной культуры и хозяйственных навыков. При поддержке БТСР печатаются книги на бурятском языке и учебники бурятского языка для детей и взрослых, проводятся конкурсы на знание бурятского языка и традиций. БТСР выделяет средства на закупку и распространение аборигенных пород скота (баранов, лошадей, коров, яков, верблюдов) для помощи молодым семьям в сельской местности в Бурятии. Также создаются малые предприятия по приёму и переработке шерсти и меха.
Под эгидой БТСР и Аюшеева проходят состязания по традиционной бурятской борьбе и соревнования по многоборью, включающему борьбу, стрельбу из лука и скачки.
Взгляды
Аюшеев постоянно подчёркивает свою преданность руководству России, при этом допускает критику, причём нередко острую, деятельности глав республики и министров.
Выступает против деятельности альтернативных буддийских общин в Бурятии, не входящих в состав БТСР, а также против проповеди тибетских лам и открытия тибетских буддийских центров на территории республики (в частности, тибетского дацана «Ринпоче Багша», действующего с 2004 г. с благословения Далай-ламы XIV).
Критика
Рядовые верующие не всегда поддерживают то, что Аюшеев занимается социальными проектами, поскольку видят его в первую очередь духовным наставником, который не должен заниматься мирскими делами.