Тег

Индустриализация

Индустриализация
Найденo 8 статей
Термины
Индустриальное домостроение
Индустриа́льное домострое́ние, массовое жилищное строительство по типовым проектам на основе монтажа непосредственно на строительной площадке произведённых на специализированном заводе сборных элементов, как правило железобетонных, но частично и деревянных. Индустриальное домостроение способствовало существенному сокращению сроков строительства и получило широкое распространение в середине 20 в. в Европе, а далее под влиянием СССР и в других социалистических государствах, как следствие процессов урбанизации и развития промышленности, а также с учётом преодоления разрушений Второй мировой войны, когда возникла необходимость массового и быстрого жилищного строительства. В 21 в. возведённые в рамках первых этапов индустриального домостроения дома иногда воспринимаются как морально устаревшие, формирующие ветхий и аварийный жилой фонд, в связи с чем возникает задача его сноса и расселения или реконструкции / капитального ремонта. Индустриальное домостроение из сборных элементов также использовалось при строительстве индивидуальных жилых домов, хотя в данном случае доля традиционного строительства остаётся высокой в силу предпочтительности оригинальных, а не типовых архитектурных проектов. Индустриальное домостроение 21 в. сильно отличается от практики середины 20 в. за счёт повышения комфортности жилья и архитектурного разнообразия, а также благодаря применению новых технологий в строительстве. В частности, увеличивается использование 3D-принтеров и сэндвич-панелей (строительного материала из двух листов жёсткого материала и слоя утеплителя между ними для строительства быстровозводимых зданий на основе металлического каркаса); развиваются и иные технологии.
Экономика
Отрасли промышленности
История освоения колымского золота
История освоения колымского золота. С разработкой золотых месторождений было связано создание Магаданской области, а открытие колымского золота, в свою очередь, – с деятельности геолога Ю. А. Билибина. Золото на территории будущей Магаданской области добывали старатели (включая легендарного старателя Бориску – Бари Шафигуллина, которому приписывается открытие золота в районе реки Среднекан) ещё до экспедиции Билибина. О перспективности региона писал в начале 20 в. геолог Э. Э. Анерт, и почти одновременно с Билибиным – В. А. Обручев. Но именно Билибин сумел доказать перспективность всей провинции, буквально «пробить» необходимость геологических исследований, дать и доказать прогноз золотоносности Колымы, послуживший стартом для промышленного освоения территории. Он добился проведения первой научной экспедиции в 1928 г. и, вернувшись, как он сам писал, «принялся усиленно пропагандировать Колыму» (Билибин Ю. А. Избранные труды. Т. 3. Москва, 1961. С. 202), а именно требовать организации масштабной постановки научно обоснованных геологических исследований. Билибин составил План развития геологоразведочных работ на Колыме, подразумевающий очень высокие затраты, однако они должны были, по замыслу, обеспечить в кратчайшие сроки высокие результаты. В плане предусматривались капиталовложения в разведку в размере 4,5 млн руб. в первый год и прогрессивное их увеличение в дальнейшем, при этом уже на 1938 г. считалось возможным обеспечить запасами россыпную золотодобычу на Колыме в размере почти четырёхкратной золотодобычи по СССР за 1930 г. В итоге деньги были выделены, но не по предложенному Билибиным плану, а на организацию гостреста Дальстрой – в некоторой степени в результате ошибки. Билибин давал прогноз обширных запасов россыпного и рудного золота. В частности, он описал Среднеканскую дайку, переоценив её запасы, и организаторы Дальстроя рассчитывали именно на разработку этого месторождения, видевшегося особо крупным и потому эффективным с точки зрения эксплуатации. В этой дайке, открытой и рекомендованной к освоению экспедицией Билибина и являющейся по сути золоторудным первенцем, разведка выявила вкраплённое оруденение, разрозненные участки которого не увязывались в промышленно значимые рудные тела. Золото Среднеканской дайки было выработано очень быстро, и практически до 1990-х гг. на Колыме добывали преимущественно россыпное золото.
Страны, регионы, города
Российские города. Хозяйство
Лесопромышленное предприятие «Волга»
Лесопромы́шленное предприя́тие «Во́лга», вертикально интегрированная компания (с 2020), расположена в г. Балахна. Ведущий производитель тарных видов бумаг и бумаги для печати из стопроцентной термомеханической массы в России, входит в рейтинг Топ-50 крупнейших лесопромышленных компаний страны. Включена в перечень системообразующих (социально значимых) предприятий лесопромышленного комплекса страны. Пуск первой бумагоделательной машины состоялся в августе 1928 г., предприятие получило наименование «Балахнинский целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК) имени Ф. Э. Дзержинского». В 1930-е гг. введены в эксплуатацию три дополнительных бумагоделательных машины. Продукция комбината использовалась для печати центральных («Правда», «Красная звезда»), армейских и дивизионных газет. В 1960-е гг. началась коренная реконструкция предприятия, число бумагоделательных машин достигло семи. В 1976 г. награждён орденом Октябрьской Революции, в 1977 г. балахнинской бумаге присвоен Государственный знак качества СССР. В 1991 г. Балахнинский ЦБК акционирован и переименован в предприятие «Волга». В 1994 г. пущена восьмая бумагоделательная машина. В 2015 г. в состав «Волги» вошла Нижегородская государственная районная электростанция имени А. В. Винтера (бывшая Горьковская ГРЭС). Мощность предприятия составляет свыше 306 тыс. т готовой продукции в год (2021; доля в объёме производства российских компаний – производителей бумаги – 23 %); среднесписочная численность сотрудников – свыше 1700. География поставок охватывает 67 стран (ключевые рынки – Китай, Индия, Африка, Юго-Восточная Азия).
Промышленность
Поселения, жилища, хозяйственные постройки
Архангельский ликёро-водочный завод
Арха́нгельский ликёро-во́дочный заво́д (АЛВИЗ), предприятие по производству водки, настоек и ликёрных изделий, расположенное в г. Архангельск. Основан в 1898 г. как Архангельский казённый винный склад, торжественно открыт в 1901 г. С 1924 г. – Архангельский ликёро-водочный завод, с 1925 г. – Архангельский спиртоводочный завод Центроспирта. В годы революции и гражданской войны приостановил работу, деятельность предприятия возобновлена в 1924 г. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. производство ликёров и настоек на заводе свёрнуто, осуществлена переориентация на производство денатурата и зажигательной смеси. В послевоенные годы произведена конверсия предприятия, изготовление ликёров и настоек возобновлено. В 1985 г. проведена масштабная реконструкция производственных мощностей предприятия. В 1992 г. ликёро-водочный завод приватизирован, в 1993 г. акционирован, в 2004 г. вошёл в группу «Синергия» (ныне Beluga group). Численность занятых 380 человек (2021). В производстве настоек и ликёров на предприятии используется более 200 т свежих северных ягод в год, а также мёд, травы, сухофрукты и орехи. Настойки создаются по традиционным рецептам и проходят выдержку в дубовых бочках. Согласно рейтингу The Millionaires’ Club, водочный бренд «Архангельская» занял 1-е место в рейтинге самых быстрорастущих брендов крепкого алкоголя в мире среди всех категорий и вошел в список 30 самых популярных мировых водочных марок (2021).
Социально-экономическая география
Инженерные сооружения
Закаспийская железная дорога
Закаспи́йская желе́зная доро́га (ЗЖД), российская железная дорога в Средней Азии, построенная в 1880–1890-х гг. силами российских железнодорожных батальонов под руководством военных инженеров. Движение по главному ходу дороги (Узун-Ада – Мерв – Самарканд) было открыто в 1888 г., его длина составила 1,424 тыс. км. После изменения в 1896 г. начального пункта дороги на Красноводск длина главного хода увеличилась до 1,510 тыс. км. Причиной постройки стала военная экспедиция генерал-лейтенанта М. Д. Скобелева в Ахал-Текинский оазис и осада крепости Геок-Тепе (ныне г. Гёкдепе, Ахалский велаят, Туркмения), для которых нужно было обеспечивать логистическую поддержку. Руководил строительством с самого начала вплоть до открытия главного хода (1888) генерал-лейтенант М. Н. Анненков. В 1890-х гг. строились дополнительные ответвления, в 1899 г. ЗЖД стала частью Среднеазиатской железной дороги. Впоследствии имела важное значение для вывоза хлопка и ввоза промышленной продукции в Туркестан. На 1913 г. длина дороги составляла 1,832 тыс. км, она стала основой железнодорожной сети в Средней Азии.
Закаспийская железная дорога. Дамба в прикаспийских дюнах, близ Узун-Ада. 1888
Термины
Промышленный узел
Промы́шленный у́зел, городская агломерация, где промышленность является важной градообразующей базой. В экономической географии и региональной экономике – исторически сложившееся или планомерно формируемое производственно-территориальное сочетание промышленных предприятий, объединённых тесными производственно-технологическими взаимосвязями, общей системой вспомогательных производств, единой производственной инфраструктурой, общностью транспортно-географического положения в пределах одного или нескольких, близко расположенных населённых пунктов.
Социально-экономическая география
Термины
Промышленный центр
Промы́шленный центр, индустриальный центр, населённый пункт, в котором промышленность является главной градообразующей базой. Обычно выполняет функции организующего центра окружающей территории. На его формирование и развитие оказывают влияние особенности географического положения и природно-ресурсного потенциала, общая численность, возрастная структура, трудовые навыки населения, объём инвестиций, рыночная конъюнктура и др.
Социально-экономическая география