Саят-Нова
Сая́т-Нова́ (Սայաթ-Նովա; настоящие имя и фамилия Арутин Саядян, Արութին Սայադյան) (1722, Тифлис, ныне Тбилиси – 12.9.1795, там же), армянский поэт-ашуг.
Родился в семье ремесленника, христианина-паломника Карапета Саядяна, выходца из Алеппо. Вырос в армянском квартале Тифлиса, выучился грамоте в приходской школе, в юношестве успешно занимался ткачеством, увлекался пением и музыкой, играл на кеманче, чонгури и тамбуре.
В 1738 г. попал в плен к лезгинам, скитался по странам Востока, овладел персидским, белуджским и тюркским языками. Участвовал в индийском походе Надир-шаха (1738–1739). Был выкуплен грузинским царевичем Ираклием II. В 1742–1759 гг. служил при его дворе музыкантом и поэтом, ввёл грузинский язык для песнетворчества (до этого при дворе использовался персидский). Начал творить под псевдонимом Саят-Нова (перс. – внук Саяда) на тифлисском диалекте армянского языка и распространённом в ашугской среде айрумском языке (см. в статье Айрумы). Декларировал свою национальность и приверженность христианской Церкви: «Он в вере твёрд, он – армянин» (Саят-Нова. 1982. С. 138). Участвовал в ашугских соревнованиях, пользовался славой музыканта-виртуоза, мастера импровизации.
Независимый нрав Саят-Нова, критика его творчества со стороны придворной знати и, возможно, влюблённость поэта в царевну Анну Батонашвили, сестру Ираклия II, вызвали недовольство последнего. В 1752 г. Саят-Нова был временно изгнан из дворца, а в 1759 г. выслан из страны и принуждён принять сан священника.
В 1760–1765 гг. Саят-Нова под именем Степанос служил в армянских церквах Энзели (Персия) и Закатала (Грузия, ныне Загатала, Азербайджан), где переписал ценные манускрипты (Матенадаран. Рукописи № 4270, 10838). В 1768 г., после смерти жены Мармар, оставившей ему двух сыновей и двух дочерей, постригся в монахи: служил в Ахпатском монастыре Сурб-Ншан и армянском кафедральном соборе Сурб-Геворг в Тифлисе. Погиб при захвате Тифлиса персидским шахом Ага Мохаммед-ханом Каджаром.
Творчество Саят-Нова – завершающий этап поэзии позднего Средневековья; в нём объединились традиции как устно-поэтической гусанской (ашугской) школы, так и армянских поэтов Костандина Ерзнкаци (около 1250 – между 1314 и 1328), Нагаша Овнатана (1661–1721 или 1722) и др. В его произведениях национальная поэтика органично сочетается с восточными формами стиха и поэтическими образами, армянский мелос – с музыкальными традициями других народов Востока.
Любовная поэзия занимает центральное место в наследии Саят-Нова; поэт создал образ прекрасной возлюбленной, дополнив реальными чертами идеал женщины средневековой поэзии, передал трагические переживания неразделённого чувства. Его лирика полна философских размышлений о месте поэта и поэтическом слове:
Святых целей три: возлюби перо,
Возлюби письмо, книги возлюби.
о своём понимании творчества:
Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьёв моих!
Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!
о противостоянии лирического героя косному тщеславному окружению:
Нет, Саят-Нова, не раб ты, с робким взглядом!
И царя, пред кем все пали, ты не знаешь!
Поэт называет себя «слугой народа», «защитником всех обездоленных», заявляет о достоинстве человека независимо от его социального положения.
Сохранилось 68 произведений Саят-Нова на армянском языке, 35 – на грузинском, 121 – на тюркском, несколько – на персидском. Большинство из них известно из авторского сборника песен «Давтар» (Музей литературы и искусства Армении имени Е. Чаренца, фонд Саят-Нова), записанного рукой поэта армянской и грузинской графикой, а также из рукописного сборника, составленного в 1823 г. (в грузинской графике) сыном поэта Оганом Сеидовым (Институт востоковедения Санкт-Петербурга. Фонд грузинских рукописей. № Н-21).
В 1852 г. литературовед Г. Ахвердян (1818–1861) издал в Москве первый сборник Саят-Нова на армянском языке. Мелодии песен собрали и обработали композитор и музыковед М. Агаян (1883–1966) и певец Ш. Тальян (1893–1965). Стихотворения Саят-Нова переводили на русский язык В. Я. Брюсов, М. Л. Лозинский, А. А. Тарковский и др.
В Грузии и Армении ежегодно проводятся празднования в честь Саят-Нова, фестивали ашугского искусства и песенного творчества; ему установлены памятники, его именем названы улицы и школы. Жизни и творчеству Саят-Нова посвящены опера «Саят-Нова» А. Г. Арутюняна (1969, Ереван), фильм «Цвет граната» С. И. Параджанова (1968) и другие произведения.
Творчество Саят-Нова сыграло большую роль в развитии армянского и грузинского стиха.