Звукозапись
Звукоза́пись, процесс фиксирования звуковой информации на физическом теле (т. н. носителе) с целью её сохранения и последующего звуковоспроизведения; звукозаписью (фонограммой) называют также записанную звуковую информацию. Звукозапись основана на изменении физического состояния или формы различных участков звуконосителя. Осуществляется преимущественно электроакустическим способом. В процессе звукозаписи звуковые колебания сначала преобразуются с помощью одного или нескольких микрофонов в электрические сигналы, которые после соответствующей обработки для создания требуемого слухового образа в помещении прослушивания (подбор необходимых времени реверберации, динамики, тембра и громкости звучания отдельных исполнителей и фонограммы в целом; адаптация параметров сигнала к электрическим параметрам канала звукозаписи) поступают в устройство, воздействующее на носитель, т. е. непосредственно производящее запись. Широкое применение получили механическая, магнитная и оптическая (в том числе фотографическая) системы звукозаписи.
Различают звукозапись на движущемся носителе (граммофонная пластинка, магнитные лента и диск, киноплёнка, компакт-диск) и на неподвижном носителе (т. н. твердотельная память, например флэш-память). Применяются как аналоговые методы звукозаписи, при которых значения запоминаемого параметра носителя отображают текущие значения сигналов, так и цифровые методы – сигналы записываются в цифровой форме.
Основные принципы звукозаписи на движущийся носитель сформулированы французским изобретателем Ш. Кро в 1877 г. Механическая запись звука впервые практически осуществлена Т. А. Эдисоном (1877), построившим фонограф с записью на валике, обёрнутом оловянной фольгой. Глубина дорожки, вырезанной резцом при записи, была пропорциональна значению звукового давления. В 1888 г. немецкий инженер Э. Берлинер предложил граммофонную пластинку, на которой звуковому давлению соответствовало поперечное отклонение спиральной дорожки от усреднённого значения. Граммофонные пластинки получили широкое распространение, т. к. в отличие от валиков фонографа их достаточно легко тиражировать.
Магнитная запись звука впервые осуществлена датским инженером В. Паульсеном (1898); запись производилась на стальную проволоку – текущему значению напряжения сигнала соответствовало значение остаточной намагниченности участка проволоки, проходящей в этот момент по головке записи. В 1901 г. немецкий инженер Э. Румер предложил фотографический способ звукозаписи, записав на специальной дорожке звуковые сигналы в виде переменной оптической плотности. Фотографическая звукозапись применяется главным образом в звуковом кино.
Совершенствование звукозаписи на движущийся носитель шло в направлении увеличения плотности записанной информации, уменьшения размеров носителя и устройств записи и воспроизведения, повышения удобства пользования ими. С 1980-х гг. аналоговая звукозапись постепенно вытесняется цифровой магнитной и оптической записью звука, для осуществления которой применяют методы устранения избыточности исходного сигнала, уменьшающие объём записываемой информации. Основное преимущество цифровых методов звукозаписи – отсутствие накопления ошибок и искажений при многократном копировании.