Зимбабве. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура
Изобрази́тельное и декорати́вно-прикладно́е иску́сство, архитекту́ра Зимба́бве. Первые колониальные постройки (жильё, церкви) появились на территории современного Зимбабве в конце 19 в. В 1910-е – 1920-е гг. возводились постройки с коваными металлическими галереями на фасаде и парадные сооружения в эдвардианском стиле и стиле неоклассицизма по проектам Дж. А. Коупа-Кристи, У. Д’Арси Каткарта и др.; в 1930-е гг. распространилось ар деко. После Второй мировой войны в русле модернизма проектировало архитектурное бюро Montgomerie & Oldfield, постмодернизма – архитекторы П. Мартин, Т. Уэйлс-Смит, М. Пирс. Во 2-й половине 1980-х гг. начали работать первые архитекторы зимбабвийского происхождения – В. Мвамука и М. Венгесайи.
В середине 19 в. ландшафты на территории современного Зимбабве запечатлел британский акварелист Т. Бейнс. В 20 в. работали мастера европейского происхождения Р. Пол, М. П. Бейрон, С. Уильямс. Важную роль в подготовке первых местных живописцев с 1939–1940 гг. играла школа при англиканской миссии Сайрини близ г. Булавайо, где навыки живописи и скульптуры до 1953 г. преподавал священник Э. Патерсон. Среди его учеников были живописцы К. Самбо (также известен как карикатурист), С. Сонго и др. К числу значительных зимбабвийских живописцев принадлежат также Дж. Нене, Ч. Чазунгуза, художницы Б. Мадекурозва (родилась в Замбии) и П. Звавахера.
Один из основателей Национальной галереи Родезии в Солсбери (открылась в 1957; ныне Национальная галерея Зимбабве в Хараре) и её первый директор (до 1973) Ф. Макьюэн открыл при музее художественную студию (приобрела официальный статус в 1962), где учились живописец и скульптор Т. Мукаробгва, скульпторы Н. Мукомберанва, Б. Мтеки, братья Дж., Б. и Л. Такавира, Дж. Ндандарика, женщины-скульпторы Л. Ндандарика, А. Ньянхонго и К. Мадамомбе, и др. В кругу Макьюэна сложилось направление в ваянии из камня, основанное на традиционной скульптуре народа шона; его формированию также поспособствовал скульптор Дж. Марига. К этому направлению принадлежал и Г. Муньярадзи.
В русле международных тенденций работают в камне Р. Джек и Т. Гуца (также обращающийся к «стилю шона»), в числе таких мастеров был и Б. Санго.
Скульптура из дерева создавалась в 20 в. в том числе для оформления церквей (работы родившегося в Южно-Африканском Союзе, ныне ЮАР, Дж. Кеканы, К. Мангумы и др.). Работы З. Чумы из этого материала, часто гротесковые, посвящены социально-политическим и бытовым сюжетам. Металл используют А. Мадебе и А. Азеведо. Реалистическую бронзовую скульптуру, в том числе памятники по государственным заказам, создаёт Д. Г. Мутаса.
К числу художественных ремёсел принадлежат резьба по дереву, изготовление керамики, плетение корзин.