«Живая» вода
«Жива́я» вода́, в европейских, славянских и восточных сказках волшебная вода, способная оживлять умерших, исцелять больных и калек, излечивать от слепоты, давать вечную молодость и красоту, наделять необычной силой. Аналогичными свойствами могут наделяться и другие волшебные предметы, например яблоки (в русской традиции «молодильные» или золотые яблоки). Мотив «живой» воды встречается в сказках с сюжетом «Живая вода» (ATh 551), «Умный конь» (рус. «Конёк-горбунок», ATh 531), «Красавица жена» (ATh 465). В славянских традициях такая вода может называться молодой, заживляющей, сильной, святой, водой здоровья. В западнославянских сказках «живая» вода золотого или жёлтого цвета. Она способна умножаться, увеличиваться в объёме – одна капля «живой» воды заполняет собой целиком весь сосуд.
Добывание «живой» воды сопряжено с преодолением препятствий и опасностей, поскольку место, где она находится, расположено за пределами человеческого пространства, в ином мире: в «тридевятом царстве», за морем, на горе, в подземелье, в заклятом лесу, в пещере, в саду у ведьмы, под подушкой у царь-девицы, в чудесном колодце или источнике и др. В польских сказках такая вода часто скрывается в заключённых друг в друга локусах: где-то есть дворец, внутри него разбит сад, в саду стоит часовня, в ней колодец, в колодце «живая» вода. Хранителями «живой» и «мёртвой» воды в восточнославянских сказках выступают Баба Яга, Змей Горыныч, а в западнославянских – три змея, драконы, хищные звери, демонические существа, иногда зачарованная или проклятая девушка или три девушки. По пути к месту, где такая вода находится, герой преодолевает три типа препятствий, а дорогу к ней ему указывают три старичка. Место её нахождения открывают герою Божья Мать, ангел, три столетних старца, отшельник; иногда это место открывается герою во сне. Добыть воду может только благородный человек или младший из трёх братьев, а также девушка, породнившаяся со змеями. Важными могут быть условия получения «живой» воды: её зачерпывают только на восходе солнца, в полдень, между двенадцатью и часом или, напротив, до полудня, когда спят охраняющие её звери; её набирают в серебряный и золотой бочонок. В ряде сказок «живую» воду герою приносят волшебные помощники – орёл, ворон, уж, конь, волк, а также святые и необычные люди, например заклятая девушка.
В восточно- и западнославянских волшебных сказках известны два вида чудесной воды – «живая» и «мёртвая» («слабая»), образующих взаимодополняющее единство и одинаково необходимых для воскрешения убитого героя: «мёртвая» вода способствует срастанию расчленённого тела, «живая» возвращает его к жизни. Реже в сказках «живая» и «мёртвая» вода противопоставлены по своим качествам – первая оживляет, вторая умерщвляет или превращает в камень. Иногда противоположенной по своим свойствам является вода, набранная в разные виды сосудов: вода, набранная в золотой бочонок, омолаживает человека, а вода из серебряного бочонка делает его безобразным. Часто маркируется количество воды, достаточной для того, чтобы воскресить или вылечить человека: одна или несколько капель, бутылка, бочонок, три порции воды. Для оживления человека такую воду вливают ему в рот или льют на лицо, омывают, окропляют, обтирают ею тело умершего или окаменевшего персонажа. «Живая» вода, вытекшая из разбившегося сосуда, теряет свои волшебные свойства.
В славянских народных традициях «живой» считается вода, обладающая магическими свойствами и применяемая в лечебных, продуцирующих и охранительных обрядах. Качества «живой» воды приписывались проточной, бегущей воде, а также воде из родника или дождевой воде, соотносимых с символикой быстроты, бодрости, жизненной энергии. По болгарским верованиям, на краю земли есть море с «живой» водой – кто сможет из него напиться, тот становится бессмертным. Ей противопоставлялась стоячая, заболоченная вода, осмысляемая как мёртвая (ср. польское название стоячей воды martwica) или вода, которой обмывали покойника.