«Война театров»
«Война́ теа́тров» (War of the theatres), полемика между английскими драматургами Б. Джонсоном, с одной стороны, и Дж. Марстоном, Т. Деккером – с другой; велась в 1599–1601 гг. Джонсон отстаивал важность социальной, морально-дидактической направленности пьес и чёткие характеристики нравственных качеств героев, тогда как его оппоненты ратовали за традиционную форму развлекательной комедии, насыщенной романтическими и авантюрными мотивами. Результатом «войны театров» стали комедии, утверждавшие те или иные принципы её участников. Так, Джонсон в пьесах «Всяк вне своего нрава» («Everyman out of his Humour», 1599, опубликована в 1600), «Празднества Цинтии» («Cynthia’s Revels», 1600) и «Стихоплёт» («The Poetaster», 1601) резко критиковал Дж. Марстона и Т. Деккера, подвергших осмеянию его личные качества и претензию на исправление нравов. Марстон вывел Джонсона в пьесах «Развлечения Джека Драма» («Jack Drum’s entertainment», 1601) и «Что вам угодно» («What you will», 1607). Хотя полемика между драматургами закончилась их личным примирением и сотрудничеством, противоречия, определившиеся в «войне театров», получили дальнейшее развитие в драме начала 17 в.