Марстон Джон
Ма́рстон Джон (John Marston) (крещён 7.10.1576, Уордингтон, графство Оксфордшир – 25.6.1634, Лондон), английский писатель. Родился в семье адвоката. Учился в Брейзноз-колледже в Оксфорде (1592–1594); в 1609 г. рукоположен в сан священника. Представитель английского маньеризма. Дебютировал как поэт-сатирик. Первый поэтический сборник (1598) включает сатиры, написанные в подражание Ювеналу, и эротическую поэму «Превращение Пигмалионовой статуи» («The metamorphosis of Pigmalion’s image») – пародию на любовную поэзию того времени. Под псевдонимом У. Кинсейдер (W. Kinsayder) выпустил сборник сатир «Бич подлости» («The scourge of villanie», 1598), мрачностью и мизантропией превосходивший не только первую книгу, но и большинство сатир елизаветинской эпохи. Марстон считал, что сатира должна быть грубой и «тёмной», поэтому местами его произведения в этом жанре трудны для понимания. Оба сборника были публично сожжены по приказу архиепископа Кентерберийского в 1599 г. По мнению некоторых учёных, влияние сатир Марстона отразилось в творчестве У. Шекспира: в образах Терсита («Троил и Крессида») и Яго («Отелло»), а также в монологах короля Лира, впавшего в безумие («Король Лир»).
Первой пьесой считается «Бич актёра» («Histrio-mastix», 1599, опубликована в 1610). В 1599–1602 гг. вместе с Т. Деккером выступил против Б. Джонсона в т. н. войне театров. Джонсон осмеял Марстона в ряде своих пьес, критикуя его за плагиат и неуклюжий стиль; Марстон вывел Джонсона в пьесах «Развлечение Джека Драма» («Jack Drum’s entertainment», 1600, опубликована в 1616) и «Что вам угодно» («What you will», 1607). В 1605 г. вместе с Джонсоном и Дж. Чапменом написал сатирическую комедию «Эй, на восток!» («Eastward, hoe!»); за содержавшиеся в пьесе политические намёки все трое были подвергнуты тюремному заключению. Лучшая из комедий Марстона – «Недовольный» («The Malcontent», 1604), в которой выведен образ желчного критика современного общества.
Среди других произведений: трагедии «История Антонио и Меллиды» («The history of Antonio and Mellida»), её продолжение – пьеса «Месть Антонио» («Antonio’s revenge», обе 1602), созданная в распространённом в конце 16 – начале 17 вв. жанре «трагедии мести» и отразившая влияние трагедий Сенеки; «Софонисба, или Лучшая из женщин» («The wonder of women, or Tragedie of Sophonisba», 1606) на сюжет из эпохи 2-й Пунической войны; «Ненасытная графиня» («The insatiate countess», завершена по черновикам У. Баркстедом, опубликована в 1613). В 1606 г. в пьесе «Паразит, или Пешка» («Parasitaster, or The Fawne») иронизировал над королём Яковом I Стюартом. Последним драматическим произведением Марстона стала маска «Развлечение в Эшби» («The entertainment at Ashby», 1607).