Винклер Йозеф
Ви́нклер Йо́зеф (Josef Winkler) (род. 3.3.1953, Камеринг, земля Каринтия), австрийский писатель.
Родился в крестьянской семье. Окончил 8-классную школу в Камеринге, затем учился в торговой школе в Филлахе (1967–1970). С 1971 г. совмещал работу в Eduard Kaiser Verlag (Издательство Эдуарда Кайзера) с обучением в вечерней Торговой академии в Клагенфурте. В 1973–1982 гг. работал в администрации Клагенфуртского университета. В 1974 г. вместе с австрийским писателем и филологом А. Брандштеттером (род. 1938) организовал «Литературный рабочий кружок», издавал журнал Schreibarbeiten («Письменные работы»), в котором печатались тексты участников кружка, в том числе первые прозаические наброски Винклера.
В 1979 г. выпустил дебютный роман «Дитя человеческое» («Menschenkind», Премия Ингеборг Бахман, 1979), который вместе с романами «Пахарь из Каринтии» («Der Ackermann aus Kärnten», 1980; Литературная премия австрийской промышленности Антона Вильдганса, 1980) и «Родная речь» («Muttersprache», 1982, рус. пер. 2005) составил трилогию «Дикая Каринтия» («Wildes Kärnten»). В романе «Родная речь» герой из сельской католической глубинки, биографически близкий автору, переживает свою инаковость в агрессивно настроенной к нему среде. В надежде вырваться из-под патриархальной власти он стремится приобщиться к высшему авторитету, воплощённому в слове – в родной речи. В романе «Крепостной» («Der Leibeigene», 1987) я-повествователь возвращается в родную деревню, чтобы написать роман о своём отце и его крестьянском дворе, о рождении и смерти людей и животных, о насилии на войне и в мирное время.
Большой успех пришёл к Винклеру с публикацией книги «Кладбище горьких апельсинов» («Friedhof der bitteren Orangen», 1990, рус. пер. 2006), оригинального по своей композиции романа, своего рода триптиха, центральная часть которого – интроспективное повествование я-рассказчика о его пребывании в Риме – обрамлена короткими записями историй, почерпнутых из исторических и литературных источников. Римские наблюдения повествователя и его воспоминания о прошлом в родной Каринтии связаны с темой смерти, насыщены образами умирания, которые помещены в густой контекст натуралистических описаний жизни-страдания и соотносятся с религиозной символикой. В книге «Natura Morta. Римская новелла» («Natura Morta. Römische Novelle», 2001; Премия Альфреда Дёблина, 2001; рус. пер. 2006) история короткой жизни, трагической смерти и погребения римского мальчишки-подростка представлена на фоне шумной суеты рынка, многолюдной и многоязычной городской площади.
Особую группу произведений Винклера составляют тексты, обращённые к Индии. В романе «Домра. На берегу Ганга» («Domra. Am Ufer des Ganges», 1996), в документальной серии «Калькутта. Дневник I–III» (2010, 2012, 2018) и в книге путевых очерков «Городской писец Калькутты» («Der Stadtschreiber von Kalkutta», 2019) представлена панорама жизней и смертей в экзотическом пространстве далёкой страны, увиденная глазами европейского путешественника. В повестях «Роппонги. Реквием по отцу» («Roppongi. Requiem für einen Vater», 2007) и «Мать и карандаш» («Mutter und der Bleistift», 2013) писатель обратился к своему прошлому, к сельской католической Австрии, сквозь ритуалы и гнёт которой он пробивался к творческой жизни.
Премии Андре Жида (2000), Франца Набля (2005), Георга Бюхнера (2008) и др.