Виньяс Франсиско
Ви́ньяс Франси́ско (исп. Francisco Viñas; Франческо Виньяс, итал. Francesco Vignas) (27.3.1863, Мойя, провинция Барселона – 14.7.1933, Барселона), испанский (каталонский) певец (тенор). Родился в крестьянской семье, музыкальную грамоту постигал в приходской церкви. В 1886–1888 гг. учился в Барселонской консерватории в классе Г. Тинторера. По протекции ведущего дирижёра оперных театров Барселоны и Мадрида Х. Гоулы приглашён в театр «Лисео», где в 1888 г. дебютировал в заглавной партии оперы «Лоэнгрин» Р. Вагнера. В последующие 3 сезона Виньяс исполнил эту партию более 120 раз.
В 1889 г. с успехом дебютировал в театре «Ла Скала» (также в «Лоэнгрине»); позднее там же исполнил главные партии в операх «Мефистофель» А. Бойто, «Сельская честь» П. Масканьи и «Африканка» Дж. Мейербера. В 1889–1904 гг. гастролировал в театрах «Реджо» (Турин), «Карло Феличе» (Генуя), «Сан-Карло» (Неаполь), «Костанци» (Рим).
С 1893 г. пел на сцене лондонского театра «Ковент-Гарден» в вагнеровском («Лоэнгрин» и «Тангейзер») и одновременно итальянском («Аида» и «Бал-маскарад» Дж. Верди, «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Джоконда» А. Понкьелли, «Тоска» Дж. Пуччини и др.) репертуаре. В том же году дебютировал на сцене «Метрополитен-оперы» (Нью-Йорк), выступал также в других театрах США.
В 1908 г. к вагнеровским партиям Виньяса добавился Тристан («Тристан и Изольда») в театре «Сан-Карлуш» (Лиссабон), затем в «Лисео» и в театре «Театро Реаль». В 1910 г. гастролировал в Аргентине, пел в театре «Колон» партию Лоэнгрина (на испанском языке). 31 декабря 1913 г. в «Лисео» впервые за пределами Байройта состоялась премьера «Парсифаля» Вагнера, где Виньяс исполнил заглавную партию. В 1916 г. (также в «Лисео») исполнил заглавную партию в опере «Тангейзер». Там же в 1918 г. состоялось последнее выступление певца (в опере Х. Манена «Акте»).
Виньяс представлял собой почти исчезнувший в начале 20 в. тип певца-тенора, который мог быть одинаково убедителен как в лирических партиях итальянских композиторов, так и в вагнеровском репертуаре героического тенора. При этом, исполняя вагнеровскую музыку, Виньяс переносил в неё методы и приёмы, усвоенные им в исполнении итальянской оперы.
После ухода со сцены до 1932 г. эпизодически преподавал оперное пение, занимался благотворительностью. Автор книги «Искусство пения» (1932) – методического пособия, основанного на его личном опыте. В 1934 г. (посмертно) издана «Легенда о Святом Граале и Парсифале» – эссе о героях поздних опер Вагнера.
Сохранилось 68 аудиозаписей Виньяса, записанных в 1903–1912 гг. Полная их подборка опубликована в 2006 г. на лейбле Ward Marston Records.
В 1963 г. в барселонском парке Туро установлен бронзовый бюст Виньяса работы Х. Клара. С того же года в театре «Лисео» ежегодно проводится международный вокальный конкурс имени Ф. Виньяса, считающийся одним из самых значимых для карьеры молодых оперных певцов.
Жена Виньяса – оперная певица (меццо-сопрано) Дж. Новелли (1859–1932).