Верников Яков Ильич
Ве́рников Я́ков Ильи́ч (31.10.1920, Спас-Деменск Калужской области – 30.9.1993, Москва), советский и российский лётчик-испытатель, генерал-майор авиации (1971), Герой Советского Союза (1944), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1975).
С 1921 г. жил в Смоленске. В 15 лет стал заниматься авиамодельным и планёрным спортом в Смоленском аэроклубе, окончил его самолётное отделение и был оставлен работать в нём лётчиком-инструктором (1937).
В Рабоче-Крестьянскую Красную армию (РККА) призван в 1938 г. После обучения в Одесской военной авиационной школе летчиков (1940) лейтенант Верников служил в 124-м авиационном истребительном полку (ИАП) противовоздушной обороны (ПВО) в Белорусском военном округе.
С 22 июня 1941 г. воевал на фронтах Великой Отечественной войны: по август 1941 г. лётчик 124-го ИАП в Белоруссии (на Западном фронте); в августе 1941 г. назначен командиром звена в 234-й ИАП ПВО. В 1941 г. полк выполнял задачи по противовоздушной обороне Курска, затем сражался на Брянском фронте. В апреле 1942 г. полк был передан в состав Ростовского района ПВО. 22 июля 1942 г. Верников был сбит в воздушном бою близ г. Ростов. Раненый, он приземлился на парашюте близ линии фронта и через несколько дней вышел в расположение своей части. В 1942–1943 гг. 234-й ИАП участвовал в воздушном прикрытии войск и объектов Брянского и Юго-Западного фронтов, воздушных боях за Кавказ, освобождении Кубани, в Миусской и Донбасской наступательных операциях. В ноябре 1942 г. стал командиром 2-й эскадрильи 234-го ИАП ПВО. В апреле 1944 г. занял должность заместителя командира и штурмана 147-го гвардейского ИАП ПВО, воевал на Прибалтийском фронте. В апреле – июле 1944 г. штурман 441-го ИАП ПВО, в июле – декабре 1944 г. помощник командира 147-го гвардейского ИАП в составе 106-й истребительной авиадивизии Войск ПВО страны.
В декабре 1944 – мае 1945 гг. заместитель командира – штурман 145-го гвардейского ИАП ПВО Прибалтийского фронта.
Всего в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. совершил 424 боевых вылета (на истребителях И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9), провёл 68 воздушных боёв, лично сбил 16 самолётов противника и 1 самолёт в группе.
После окончания войны проходил службу в частях ВВС. В феврале 1946 – июле 1966 гг. продолжал службу лётчиком-испытателем в Лётно-исследовательском институте (ЛИИ; г. Жуковский, Московская область, с 1986 ЛИИ имени М. М. Громова).
Выполнил первый полёт и провёл испытания самолётов И-320 («Р-1») (16 апреля 1949), «150» (5 октября 1952), Ан-8 (11 февраля 1956), Ан-10 (7 марта 1957), Ан-12 (16 декабря 1957). Провёл испытания на штопор самолётов МиГ-9 (1948) и Ла-11 (1949); испытания самолёта МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор (1949–71950); транспортных самолётов Ан-10 и Ан-12 на критических режимах (1958–1959); стратегического бомбардировщика Ту-95 на больших углах атаки (1960); испытания двигателя ТВ-2Т на самолёте – летающей лаборатории Ту-4ЛЛ (1955). В 1949–1950 гг. участвовал в полётах по отработке системы дозаправки в воздухе дальнего бомбардировщика Ту-4, первым в стране провёл дозаправку самолёта в ночном полёте. Принимал участие в испытаниях опытных самолётов Як-15 (1947), СЕ (1951), Ту-126 (1962).
В 1956 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского (с 2012 г. ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», г. Воронеж).
В 1966–1976 гг. старший лётчик-испытатель ОКБ С. В. Ильюшина. Выполнил первый полёт и провёл испытания Ил-62М (1969). Участвовал в испытаниях Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1975 г. установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на Ил-76.
В 1975 г. уволился из Вооружённых Сил в запас. В январе – мае 1976 г. вновь на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
В 1976 г. перешёл на работу в ОКБ А. С. Яковлева заместителем начальника Лётно-испытательного комплекса (ЛИК, 1976–1979) и начальником ЛИК (1979–1985), ведущим инженером по лётным испытаниям (1985–1988).
Награждён 2 орденами Ленина (1944, 1966), орденом Октябрьской Революции (1981), 4 орденами Красного Знамени (1943, 1943, 1943, 1957), орденом Трудового Красного Знамени (1949), 4 орденами Красной Звезды (1941, 1948, 1955, 1961), орденом Отечественной войны 1-й степени (1985), медалью «За боевые заслуги» (1949) и другими медалями.
Жил в г. Жуковский Московской области, в последние годы – в Москве.
Похоронен на Быковском кладбище в г. Жуковский.
Памятный знак Верникову установлен на его родине – в г. Спас-Деменск, на аллее Славы.