Управление профессиональными рисками
Управле́ние профессиона́льными ри́сками, комплекс взаимосвязанных мероприятий и процедур, являющихся элементами системы управления охраной труда и включающих в себя выявление опасностей, оценку профессиональных рисков и применение мер по снижению уровней профессиональных рисков или недопущению повышения их уровней, мониторинг и пересмотр выявленных профессиональных рисков [ч. 14 ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)].
При обеспечении функционирования системы управления охраной труда работодателем должны проводиться системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка (абзац 5 ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Выявление опасностей осуществляется путём обнаружения, распознавания и описания опасностей, включая их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками (ч. 4 ст. 218 ТК РФ).
Примерный перечень опасностей и мер по управлению ими в рамках системы управления охраной труда (СУОТ) содержится в Приложении № 1 к одноимённому Примерному положению, утверждённому приказом Министерства труда РФ от 29 октября 2021 г. № 776н (Примерное положение о СУОТ). Перечень опасностей может быть изменён исходя из специфики деятельности работодателя (абзац 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ, пункты 25, 27 Примерного положения о СУОТ).
К мерам управления профессиональными рисками относятся, в частности:
соблюдение требований охраны труда и санитарно-гигиенических требований, применение средств индивидуальной защиты (СИЗ);
расположение элементов управления и оборудования для эксплуатации и обслуживания на высоте, доступной стоящему на наземной поверхности человеку;
установка средств контроля за организацией технологического процесса, в том числе дистанционных и автоматических;
организация эффективной системы дистанционного общения и оповещения между производственными участками.