Профессиональный риск (легальная дефиниция)
Профессиона́льный риск, вероятность причинения вреда жизни и/или здоровью работника в результате воздействия на него вредного и/или опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учётом возможной тяжести повреждения здоровья [ч. 13 ст. 209 Трудового кодекса РФ (ТК РФ)].
В зависимости от источника возникновения профессиональные риски подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания (ч. 2 ст. 218 ТК РФ).
Согласно абзацу 15 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Закон № 125-ФЗ) профессиональным риском является вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Законом № 125-ФЗ случаях. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2016 г. № 851н утверждена классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска (всего 32 класса) для определения тарифов на страхование. Одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска (абзац 6 ст. 4 Закона № 125-ФЗ).
Для минимизации профессиональных рисков и управления ими разрабатывается система управления охраной труда. Согласно действующему законодательству работодатель должен проводить системные мероприятия по управлению профессиональными рисками на рабочих местах, связанные с выявлением опасностей, оценкой и снижением уровней профессиональных рисков (ч. 1 ст. 218 ТК РФ).
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2021 г. № 926. Оценку уровня профессиональных рисков, связанных с выявленными опасностями, работодателю необходимо осуществлять для всех обнаруженных (идентифицированных) опасностей.