Сай (в исламе)
Сай (араб. سعي – стремление, старание), ритуальный бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, обязательный ритуал паломничества хаджа и умры, для совершения которого необходимо находиться в состоянии ихрама. Расстояние между холмами следует пройти целиком, иначе обряд будет признан недействительным.
По окончании обхода Каабы паломники начинают сай у холма ас-Сафа и заканчивают у холма аль-Марва, поскольку именно в этой последовательности они упомянуты в Коране. Нежелательно делать между этими двумя обрядами долгую паузу, а также прерывать бег без уважительной причины (омовение или молитва). В этом случае паломнику разрешено сделать небольшой перерыв, по окончании которого он должен продолжить сай. Паломник выходит из мечети аль-Харам, ступая с левой ноги, поднимается на холм ас-Сафа, оборачивается лицом к Каабе, обращается к Аллаху с мольбой о милости и с просьбой защитить от несчастий, затем спускается до столба (мил), установленного у подножия холма, от которого бежит до другого столба у холма аль-Марва, после чего поднимается на этот холм. Там он оборачивается к Каабе, произносит молитву и возвращается на холм ас-Сафа. Между холмами пробегают 7 раз, трижды останавливаясь на первой площадке (Сафа) и четырежды на второй (Марва). Во время ритуала паломник передвигается пешком. Если по причине нездоровья он не может сделать это самостоятельно, ему дозволяется воспользоваться инвалидной коляской.
Сай имеет несколько версий происхождения. Согласно одной из них, названные холмы были местом отдыха Адама и Хаввы (Евы), в память о чём и совершается сай. Согласно другой версии, сай совершал Ибрахим, выполняя обряд поклонения Аллаху. На его пути вставал Иблис (джинн, низвергнутый ангел), и Ибрахим был вынужден бежать. Наибольшее распространение получила версия о страданиях Хаджар (Агарь) и её сына Исмаила. Пытаясь спасти погибавшего от жажды Исмаила, Хаджар 7 раз пробежала между холмами ас-Сафа и аль-Марва в поисках воды. Ради спасения ребёнка ангел Джабраил разверз землю, откуда забил источник, и вода спасла Исмаила. Этот колодец был назван Замзам и стал священным, а омовение его водой стало важным элементом хаджа.