У юэ (в даосизме)
У юэ́ (五岳, пиньинь wǔyuè – пять пиков, также пять вершин), группа священных гор в идеологии императорского Китая, в даосизме и в народных верованиях.
Наиболее распространённый состав пиков: Восточный пик – гора Тайшань (провинция Шаньдун), Южный пик – гора Хэншань (провинция Хунань), Западный пик – гора Хуашань (провинция Шэньси), Северный пик – гора Хэншань (вершина Сюаньушань, провинция Шаньси) и Средний пик – гора Суншань (провинция Хэнань).
В эпохи Инь (Шан) и Чжоу существовало представление о горах – покровителях власти правителя. Появление культа пяти священных гор в комплексе восходит к концу эпохи Чжаньго – началу эпохи Хань (3 в. до н. э.) и связано со всеобъемлющей популярностью в это время учения о пяти элементах.
Пять пиков расположены по сторонам света (включая центр). Первоначально четыре из них маркировали территории, которые располагались на границе с землями, населёнными другими народами, но впоследствии стали оформлять сакральное пространство вокруг исторического центра империи. Официальный культ империи предусматривал регулярные жертвоприношения Пяти пикам, духи которых рассматривались как защитники и покровители государства. Эти божества были включены в систему сакральной бюрократии, уступая по статусу только императору с его дарованной Небом властью.
Группа Пяти пиков не была фиксированной, в течение столетий её состав менялся вслед за решениями властей и изменениями территории государства. Иногда консенсуса по поводу статуса священных гор не было и среди современников. Так, в 107 г. до н. э. император У-ди признал Южным пиком гору Хошань (на территории нынешней провинции Аньхой), но в написанных в правление того же императора «Исторических записках» («Ши цзи») Сыма Цяня как Южный пик определена гора Хэншань (на территории нынешней провинции Хунань), которую впоследствии официально нарекли Южным пиком власти империи Суй в конце 6 в. Кроме того, по геополитическим причинам Северным пиком с эпох Юань – Мин стала называться гора Сюаньушань, входящая в горную систему Хэншань на территории современной Шаньси: с 11 в. гора Дамаошань, часть той же системы, расположенная на юге современного Хэбэя и ранее именовавшаяся Северным пиком, последовательно находилась под властью киданей и чжурчжэней, и императорские жертвоприношения в расположенном у её подножия храме стали невозможны. Альтернативные системы Пяти пиков существовали в разное время в государствах, у которых не было контроля над всем историческим Центральным Китаем.
Ранний средневековый даосизм заимствовал из государственной идеологии оформление пространства с помощью Пяти пиков. Пять пиков воспринимались как места обитания «земных бессмертных» и были центрами паломничества. Считалось, что амулеты с именами священных гор могут способствовать исцелению от болезней. Духи этих гор стали важными функционерами в бюрократизированном даосском пантеоне. Эти представления в эпоху Тан были укреплены Сыма Чэнчжэнем (ум. 735), патриархом даосской школы шанцин и систематизатором сакральной географии. По совету Сыма Чэнчжэня император Сюань-цзун, покровительствовавший даосизму, распорядился воздвигнуть при каждом из Пяти пиков даосский храм.
Народные верования усвоили культ Пяти пиков уже с эпохи Хань. Предполагалось, что священные горы соответствуют пяти планетам, а управляет ими Хуан-ди (Жёлтый император); кроме того, они воспринимались как места, где собираются души умерших. В поздней мифологии духи Пяти пиков иногда сближаются с духами эпидемий.