Цыбин Павел Владимирович
Цы́бин Па́вел Влади́мирович [10(23).12.1905, Москва – 4.2.1992, там же], советский конструктор авиационной и ракетно-космической техники. Разработчик и испытатель военно-транспортных, десантных и экспериментальных планёров, зенитно-ракетных систем, высотного сверхзвукового стратегического самолёта-разведчика, первого советского спутника-разведчика «Зенит-2». В 1958 г. выполнил первый в СССР проект возвращаемого планирующего пилотируемого космического аппарата. Внёс значительный вклад в разработку многоразовых воздушно-космических систем. Инженер-полковник в отставке.
До 1919 г. жил с родителями. Отец – Цыбин Владимир Николаевич (1877–1949), флейтист, профессор Московской и Санкт-Петербургской консерваторий, дирижёр, композитор, основоположник отечественной школы игры на флейте, мать – Цыбина Елизавета Тимофеевна (1884–1975), певица Большого театра. В 1919–1922 гг. воспитывался в детских домах. В автобиографии написал об этом так: «Был воспитанником детских домов в селе Воздвиженское, в Звенигороде и Пушкине», умолчав при этом, что возглавлял детский комитет в «республике» из 1500 сорванцов, в основном беспризорников (цит. по: Песляк А. М. Опередивший время. 2021). Обучился столярному и слесарному делу, научился играть на фортепиано, выставлял на ежегодных показах свои картины и рисунки, работы по дереву. Окончил курсы при Краснопресненском совете Общества друзей воздушного флота (ОДВФ).
В 1920 г. совершил первый пробный полёт на балансирном планёре собственной конструкции. В 1924 г. направлен по комсомольской путёвке в агитационный отряд ОДВФ в качестве моториста самолёта «Конёк-горбунок». На соревнованиях планеристов в Коктебеле познакомился с будущими видными деятелями отечественной авиационной и ракетно-космической техники: О. К. Антоновым, К. К. Арцеуловым, Н. Д. Жемчужиным, С. В. Ильюшиным, П. Н. Клементьевым, С. П. Королёвым, Н. Н. Леонтьевым, М. К. Тихонравовым, А. С. Яковлевым и др.
В 1926 г. призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА) и поступил в авиационную школу ОДВФ в Гатчине на отделение авиатехников. В 1925–1927 гг. занимался изготовлением и пилотированием планёров, один из которых построил вместе с Антоновым. После окончания школы в Гатчине (1928) работал в отделе учебных заведений Управления Военно-воздушных сил РККА, служил в Пермской школе лётчиков и авиатехников. Продолжал работать над созданием планёров. Его планёр ПЦ-3 испытывали М. Л. Галлай и Б. В. Раушенбах.
В 1938 г. получил воинское звание комбрига. В 1939 г. поступил в Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского, где до начала Великой Отечественной войны окончил 3 курса, был сталинским стипендиатом. В 1940–1947 гг. главный конструктор Особого конструкторского бюро (ОКБ) авиационного завода в деревне Бескудниково (с 1960 городской район в черте Москвы).
С началом Великой Отечественной войны направлен в Воздушно-десантные войска (ВДВ). Занимался созданием тяжёлых транспортных планёров, которые использовались для полётов к партизанам и выброски десанта. Вместе с Д. Н. Колесниковым разработал самый крупный из состоявших на вооружении РККА в годы войны десантно-грузовых планёров – КЦ-20 (доставка 20 бойцов или груза массой до 2,2 т). Непосредственно участвовал в боевых действиях, руководил операцией по доставке оружия и боеприпасов белорусским партизанам при помощи планёров, дважды был тяжело ранен. В 1944 г. выезжал в командировку в Берлин для осмотра трофейных разработок.
С 1944 г. руководил одновременно ОКБ и заводом в Бескудникове, где создал новый тяжёлый десантный планёр Ц-25, поднимавший до 25 человек или вездеход с противотанковой пушкой. В 1950 г. с помощью этого планёра на ледовую станцию «Северный Полюс-2» были доставлены собачья упряжка и автомобиль ГАЗ-67. Планёр Ц-25М с двумя моторами после высадки десанта мог вернуться на базу самостоятельно. Планёры типа Ц-25 стояли на вооружении ВДВ СССР до 1956 г.
В 1945–1947 гг. в ОКБ Цыбина по заданию Лётно-исследовательского института (ЛИИ, ныне Лётно-исследовательский институт имени М. М. Громова) были созданы «летающие лаборатории» ЛЛ-1 (с прямым крылом), ЛЛ-2 (со стреловидным крылом) и ЛЛ-3 (с крылом обратной стреловидности) для исследования аэродинамики околозвуковых скоростей. В 1947–1949 гг. лётчики ЛИИ выполнили несколько десятков испытательных полётов на ЛЛ-1 и ЛЛ-3. В ходе этих испытаний были достигнуты заданные скорости и получен обширный экспериментальный материал, исследованы характеристики динамики и управляемости самолётов с прямым крылом и крылом обратной стреловидности.
В 1947 г. началась первая в истории СССР конверсия оборонной промышленности. ОКБ Цыбина закрыли, завод перевели на выпуск гражданской продукции. В 1948 г. Цыбин был приглашён работать начальником отдела в ОКБ-1 (главный конструктор С. П. Королёв) при НИИ-88 Министерства оборонной промышленности СССР. В ОКБ-1 Цыбин участвовал в создании первых советских баллистических ракет Р-1 и Р-2.
В 1950 г. окончил Высшие инженерные курсы МВТУ имени Н. Э. Баумана, после чего по совместительству преподавал там же.
В 1951–1955 гг. работал в должности начальника отдела испытаний в составе 3-го Главного управления Совета Министров (СМ) СССР, участвовал в испытаниях скоростных экспериментальных самолётов, а также в испытаниях и сдаче на вооружение первой советской крылатой ракеты КС-1 «Комета» класса «воздух – море» и первого советского зенитно-ракетного комплекса С-25 «Беркут» противовоздушной обороны (ПВО) Москвы, которые были разработаны в КБ-1 (ныне Корпорация «Комета»), под руководством А. И. Микояна и С. Л. Берии.
4 марта 1954 г. направил в правительство предложение о создании пилотируемого сверхзвукового дальнего бомбардировщика со скоростью полёта 3000 км/ч, практическим потолком 30 000 м и дальностью 14 000 км. Бомбардировщик должен был стартовать с самолёта-носителя при подлёте к зоне ПВО противника. Работы над аванпроектом по этой теме велись в Бюро новой техники ЦАГИ группой специалистов под руководством Цыбина. В 1955 г. для завершения проекта и постройки бомбардировщика в г. Подберезье (ныне Дубна), на базе завода № 256, было создано ОКБ-256 (главный конструктор – П. В. Цыбин). Для формирования штата ОКБ-256 был открыт широкий приём сотрудников, руководители предприятий Госкомитета авиационной техники при Совете Министров СССР получили указание выделить специалистов. В 1956 г. был завершён эскизный проект бомбардировщика, но работы по данной теме были остановлены уже в следующем году, поскольку к тому времени в ОКБ С. П. Королёва для решения аналогичной боевой задачи была создана межконтинентальная баллистическая ракета Р-7.
В 1957 г. руководимое Цыбиным ОКБ-256 переключилось на работу по новой тематике: согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР от 31 августа 1956 г. № 1237-628 и в соответствии с тактико-техническими требованиями ВВС Вооружённых Сил СССР от 15 января 1957 г. была начата разработка проекта стратегического высотного реактивного самолёта-разведчика (РСР), который должен был стать первым в мире самолётом со сверхзвуковой крейсерской скоростью полёта (2700 км/ч при высоте над целью 25 500 м), способным проводить разведку в любое время суток на удалении 1700 км от аэродрома базирования. Одновременно разрабатывался проект беспилотного варианта РСР − реактивный самолёт-снаряд (РСС), который мог бы стартовать с самолёта-носителя (стратегического бомбардировщика Ту-95 А. Н. Туполева или стратегического бомбардировщика-амфибии А-57 Р. Л. Бартини). Для экспериментальной отработки РСР был построен его уменьшенный вариант НМ-1 (натурная модель). По результатам испытательных полётов НМ-1 в проект РСР были внесены существенные коррективы, он получил наименование «Р-020». Для изготовления головной серии из пяти самолётов документацию по Р-020 передали на завод в Улан-Удэ.
В 1958 г. по заданию С. П. Королёва в ОКБ Цыбина выполнен первый в СССР проект возвращаемого с орбиты пилотируемого планирующего космического аппарата ПКА (космоплан «Лапоток»), который предполагалось запускать на ракете-носителе «Восток».
В октябре 1959 г., в рамках сокращения советской оборонной промышленности, ОКБ-256 было закрыто, его сотрудники переведены в ОКБ-23 (руководитель В. М. Мясищев); Цыбин назначен одним из заместителей В. М. Мясищева, участвовал в работах по крылатым ракетам (проект М-44) и космическому ракетоплану ВКА-23 (проект М-48). Осенью 1960 г. ОКБ-23 стало филиалом ОКБ-52 В. Н. Челомея. В апреле 1961 г. работы по М-48 и Р-020 были закрыты.
В конце 1960 г. Цыбин возвратился в ОКБ-1 и был назначен заместителем главного конструктора С. П. Королёва по проекту «Зенит-2» (первый советский спутник-разведчик, принят на вооружение в 1964). В те же годы он обеспечивал со стороны ОКБ-1 техническое руководство подготовкой к полёту научных спутников «Электрон-1», «Электрон-2», «Электрон-3» и «Электрон-4» (запущены попарно в январе и июле 1964). Затем работал в качестве одного из руководителей проектов, таких как: беспилотная модификация космического корабля «Восток», спутник связи «Молния», пилотируемые космические корабли «Союз» и «Союз-Т», долговременная орбитальная станция «Салют», орбитальная станция «Звезда» (военно-исследовательский комплекс в составе пилотируемого космического корабля «Союз-ВИ» и орбитальной станции «Звезда»).
В 1970 г. инженер-полковник П. В. Цыбин уволен из Вооружённых Сил СССР по возрасту и продолжил свою деятельность уже как «гражданский специалист». В 1974 г. он стал заместителем И. Н. Садовского − главного конструктора Научно-производственного объединения «Энергия» (ранее ОКБ-1, в 1966–1974 – ЦКБЭМ) по многоразовой космической системе «Буран» (впоследствии переименована в универсальную ракетно-космическую транспортную систему «Энергия-Буран»). Отвечал за работы в части создания многоразового орбитального корабля «Буран» и вопросы «авиационного профиля» (авиационная транспортировка корабля и блоков ракеты-носителя «Энергия» на космодром, испытания орбитального корабля, отработка системы его теплозащиты на макетных изделиях «Бор» и т. д.), а в 1980 г. переведён на должность научного консультанта по этой теме. С 1986 г. руководил научно-исследовательскими работами по проекту одноступенчатого воздушно-космического самолёта (гиперзвукового ракетоплана с комбинированной многорежимной двигательной установкой) в должности научного консультанта, одновременно исполняющего обязанности главного конструктора по данной теме.
Цыбин – автор и соавтор более 150 научных трудов. Ему принадлежат многие изобретения и рационализаторские предложения, применённые в авиационной и ракетно-космической технике.
Лауреат Ленинской премии (1966). Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Награждён орденами Ленина (1952), Красного Знамени (1943, 1953), Отечественной войны (II степени, 1943; I степени, 1985), Трудового Красного Знамени (1955, 1976), Красной Звезды (1943), медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» (1945) и др.
Похоронен в Москве, на Введенском кладбище.