«Тор-М2Э»
«Тор-М2Э», зенитный ракетный комплекс (ЗРК) малой дальности с боевой машиной на гусеничном шасси, экспортная версия ЗРК «Тор-М2». Предназначен для противовоздушной обороны (ПВО) важнейших государственных объектов от ударов самолётов, вертолётов, управляемых ракет (включая крылатые и противорадиолокационные), корректируемых и управляемых планирующих авиационных бомб, беспилотных летательных аппаратов. Цели поражаются в пределах дальности и высоты действия комплекса в любых метеорологических и помеховых условиях, днём и ночью. Кодификация НАТО: SA-15 Gauntlet (англ. gauntlet – латная рукавица).
Разработка и продвижение на экспорт
Разработан Научно-исследовательским электромеханическим институтом [НИЭМИ, ныне Центр НИЭМИ Головного системного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей»]. Производитель боевой машины (БМ) – Ижевский электромеханический завод «Купол».
Впервые ЗРК «Тор-М2Э» продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2007. Разработка комплекса с БМ 9А331МУ (гусеничное шасси) завершена в 2008 г., комплекса с БМ 9А331МК (колёсное шасси) – в 2010 г. Поставлялся в Белоруссию и Египет. В ходе саммита «Россия – Африка» 27–28 июля 2023 г. «Рособоронэкспорт» получил несколько новых заявок на ЗРК «Тор-М2Э».
Состав
В состав ЗРК «Тор-М2Э» входят боевые, технические и дополнительно поставляемые средства. К боевым средствам относятся:
БМ 9А331МУ (гусеничный вариант), или 9А331МК (колёсный вариант), или БМ 9А331МЭ (колёсный вариант);
зенитный ракетный модуль 9М334 (9М334Д) с четырьмя зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) 9М331Д.
БМ 9А331МЭ является автономной боевой единицей, способной обеспечивать выполнение задач ПВО как самостоятельно, так и в составе различных группировок ПВО, обеспечивает интеграцию и взаимодействие со средствами ПВО не российского производства.
В состав БМ входят средства обнаружения, опознавания, сопровождения воздушных целей и ЗУР, восемь готовых к пуску ЗУР, автономная система энергоснабжения и места боевого расчёта.
Особенности
Принципиальным отличием ЗРК «Тор-М2Э» от предшествующего комплекса «Тор-М1» является модернизированная станция обнаружения целей (СОЦ). СОЦ «Тор-М2Э» оснащается новой радиолокационной станцией на базе щелевой фазированной антенной решётки, доработанным программным обеспечением и позволяет станции обнаруживать цели с малой эффективной площадью рассеяния, созданные с применением технологии «стелс».
Комплекс «Тор-М2Э» может осуществлять боевую работу в конвейерном режиме: освободившийся после завершения наведения ракеты на цель стрельбовой канал может быть незамедлительно использован для наведения следующей ракеты. Обмен радиолокационной информацией между двумя боевыми машинами позволяет расширить зону обнаружения цели. При этом ЗРК «Тор-М2Э» может поражать цели в зоне ответственности любой радиолокационной станции. Обладает высокой помехозащищённостью, особенно в условиях организованных помех самоприкрытия. Способен координировано действовать в случае использования двух боевых машин без батарейного командного пункта (БКП).
Предлагается в трёх вариантах: с БМ 9А331МУ (на гусеничном ходу), с БМ 9А331МК (на колёсном шасси), с БМ 9А331МЭ (на колёсном шасси). БМ 9А331МЭ обладает высокой проходимостью, имеет минимальное время реакции, обеспечивает обнаружение и опознавание воздушных целей на ходу и на месте, сопровождение воздушных целей и стрельбу с короткой остановкой на месте.
Тактико-технические характеристики ЗРК «Тор-М2Э»
Характеристика | Значение |
Зона обнаружения целей СОЦ БМ: |
До 360 |
Число одновременно обнаруживаемых и обрабатываемых целей СОЦ БМ за каждый оборот антенны, шт. |
|
Число одновременно сопровождаемых БМ трасс приоритетных целей, шт. | 10 |
Зона поражения целей (максимальная/минимальная), км: |
|
Число одновременно обстреливаемых целей / наводимых ракет одной БМ, шт. | 4/4 |
Число готовых к пуску ЗУР на БМ, шт. | 8 |
Боевая часть ЗУР | осколочно-фугасная |
Максимальная скорость движения БМ 9А331Э, км/ч | До 65 |
Время развёртывания (свёртывания), мин | 3 |
Боевой расчёт, включая механика-водителя, человек | 3 |