Теория статутов
Тео́рия стату́тов, в международном частном праве первая концепция (коллизионная теория), благодаря которой юристы попытались объяснить соотношение различных правопорядков для разрешения коллизий. Теория статутов сформировалась в 13–14 вв. в Италии (родоначальниками считаются Б. да Сассоферрато и его ученик Б. де Убальди) и получила развитие в законодательстве и доктрине Австрии, Франции, Германии, Голландии и Бельгии. В России одной из первых научных работ по теории статутов была книга Д. И. Мейера «Русское гражданское право» (1858).
Право средневековых городов носило «двоякий» характер. С одной стороны, многие города Северной и Средней Италии стремились (и не без успеха) освободиться от власти папы Римского и императора Священной Римской империи. Право таких независимых коммун называлось статутным и представляло собой кодифицированные своды обычаев (действовали только на территории независимых государств-коммун). С другой стороны, римское право продолжало признаваться в качестве теоретической основы как внутреннего права государств, так и права, регулировавшего взаимоотношения между государствами (и в частности – с императором). В. Э. Грабарь в связи с этим отмечал: «На пространстве, занятой Римской империей, образовалось… двоякое гражданское право: общее для всей Империи римское право, или гражданское право в собственном смысле (jus civile), и особое право отдельных территориальных союзов, частей Римской империи, так называемое статутное» (Грабарь. 1901. С. 60). Основной вопрос, который был поставлен тогда юристами (Бартоло да Сассоферрато) и положил начало теории статутов, звучал следующим образом: «Простирают ли статуты свой эффект за пределы территории?» Однако проблема состояла в том, что отношения, регулируемые частным правом, носили различный характер (как, например, вещные и личные; торговые, брачно-семейные и наследственные) и поэтому однозначного ответа дать было нельзя. С точки зрения теории статутов, три места имели особую важность в юридическом отношении: место жительства лица, место нахождения имущества и место совершения юридического действия. Соответственно, при применении права целесообразно использовать три основные коллизионные привязки: личный статут (statuta personalia), реальный статут (statuta realia) и смешанный статут (statuta mixta). Средневековые юристы таким образом классифицировали все гражданско-правовые нормы: реальные статуты (нормы о вещах), применяемые территориально; персональные статуты (нормы о лицах), которые применяются экстерриториально – право следует за лицом; смешанные статуты, которые невозможно отнести ни к реальным, ни к персональным.
Вплоть до 2-й половины 19 в. теория статутов была господствующей коллизионной теорией в рамках международного частного права. В рамках теории статутов сформировалось в разное время несколько школ, но они все заимствовали основные положения из римского права. И хотя теория статутов сформировалась в странах со схожими культурно-историческими условиями и устоявшимися социально-экономическими связями, она не учитывала национально-культурных особенностей формирования правовой системы. В теории статутов классификации подвергались не нормы, а правоотношения. Таким образом, задача суда состояла в том, чтобы обнаружить «оседлость» того или иного правоотношения, его связь с конкретным правопорядком и на основе этого избрать применимую норму. Известные юристы-международники сдержанно высказывались относительно теории статутов. Так, Ф. Ф. Мартенс писал, что неточность статутной теории сознавали сами её творцы и, чтобы выйти из затруднений, допускали множество исключений из установленных общих правил. На смену теории статутов пришла классическая коллизионная теория международного частного права.