Теория культивации
Тео́рия культива́ции (англ. The Cultivation Theory), психологическое направление в исследованиях медиаэффектов, предполагающее, что зависимость социального поведения индивида от сообщений массмедиа связано с длительностью воздействия и эффектами припоминания. В отличие от социологических теорий медиаэффектов, исследующих опросными методами непосредственные краткосрочные эффекты массмедиа, теория культивации и её основоположник, американский психолог Дж. Гербнер, преимущественно методом психологических экспериментов рассматривают влияние длительности экспозиции медиаобразов перед человеком и их воздействие на него.
Одним из направлений, выросших из деятельности американских эмпирико-функционалистских теорий, стали когнитивные исследования в области восприятия массмедийной информации. Представители этого направления исследований медиа изучали механизмы припоминания информации и накапливания ключевых медиаконцептов и образов в памяти индивидов. Первыми исследованиями в этой сфере были исследования прайминга. Эффект прайминга предполагает, что у реципиентов информации под воздействием медиа формируются определённые ассоциации, имеющие отношение к тому контенту, который они воспринимали. Данный эффект основан на предположении социолога и исследователя коммуникации Дж. Клаппера («Теория селективного выбора») о том, что чем меньше у реципиента информации непосредственного опыта взаимодействий и познания объекта действительности, тем больше вероятность, что его представления об этом объекте будут формироваться на основе сообщений массмедиа.
Одной из центральных тем исследований в сфере прайминга и культивации являлась тема воздействия насилия на индивидов. В профанной речи до сих пор можно услышать предположения о том, что насилие на экране провоцирует насилие в жизни. Многие исследования в самом деле показывают, что при определённых обстоятельствах просмотр агрессивного кино может приводить к агрессии индивидов, а применение агрессивной лексики в речи героев может способствовать подсознательному увеличению подобной лексики в речи индивида. Работы Л. Берковица, Дж. Алиото, Р. Коллинза, Э. Лофтус, А. Бандуры показывают подобные эффекты, как правило, на материалах психологических экспериментов.
В профанном мышлении часто встречаются предположения о прямом действии прайминга – на них основаны многие законодательные инициативы. Например, предположение о том, что показ курения по телевидению и в кино способствует распространению этой вредной привычки. Или предположение о том, что демонстрация распития спиртных напитков стимулирует алкоголизм. Исследования прайминга вводят в эти примитивные представления гораздо больше нюансов.
Теория культивации стала центральной теорией среди всех исследований прайминга. Сама по себе теория опирается на результаты большого проекта, которым руководил профессор Университета Пенсильвании Дж. Гербнер – проекта «культурных индикаторов», реализованного в 1960-х гг.
Согласно гипотезе культивации, чем дольше человек подвергается воздействию медиа (в первую очередь аудиовизуальных медиа – телевидению, кино), тем больше его образ реальности совпадает с тем образом, который он видит на телевизионном экране. При этом чем ниже образованность зрителей, тем выше данный эффект. В такой постановке вопроса есть два разных объекта исследований: (1) процессы медиапотребления и восприятия медиаобразов; (2) изучение картины мира, которую создают медиа. Вторая задача предполагает, что картина реальности, возникшая посредством телевизионного экрана, существенным образом отличается от действительной: телевидение гипертрофирует насилие и изображает мир более рискованным и полным преступников, тогда как это может расходиться с официальной статистикой и реальным риском встретить преступника на улице. Проект культурных индикаторов Гербнера включал, таким образом, три элемента: анализ (1) культивации (т. е. воздействия насилия на индивида), (2) институтов производства контента (самих медиакомпаний) и (3) системы сообщений, т. е. экранного образа реальности.
Образ сложившейся реальности Гербнер и его коллеги объясняли концепцией мейнстриминга, согласно которой в обществе и в медиа существуют некие доминантные комплексы взглядов и ценностей. У зрителей, которые много смотрят телевизор, формируются сходные с мейнстримом взгляды и ценности. Когда телевизионная реальность затем дополняется похожим личным опытом реципиента, возникает резонанс, т. е. эффект культивации усиливается ещё.
Исследование Гербнера подвергалось критике со стороны психологов, считавших, что в нём недостаточно затронут когнитивный аспект воздействия, т. е. не раскрыты психологические механизмы обработки информации. Более поздние исследователи, например Р. Хокинс и С. Пингри, как раз затрагивали этот аспект, утверждая, что в процессе культивации используются обучение и конструирование, т. е. телевизионный контент обучает зрителя с течением времени, на основе чего происходит конструирование реальности в его сознании.