Темброблок
Тембробло́к, на некоторых электромузыкальных инструментах совокупность электроники, управляющей сигналом, генерируемым звукоснимателем; также блок управления частотными характеристиками сигнала в усилителе, в том числе в комбоусилителе (англ. tone stack, tone control).
В отечественной специальной литературе термин «темброблок» применительно к электромузыкальным струнным инструментам введён в последней четверти 20 в. В англоязычных источниках компоненты темброблоков или их совокупность принято называть электроникой (англ. electronics).
Темброблоки, характерные для полуакустических инструментов, в том числе гитар, работают преимущественно с пьезоэлектрическими звукоснимателями, установленными под нижним порожком, реже с микрофонами, установленными на верхней деке инструмента или внутри корпуса. Применение на полуакустических инструментах электромагнитных звукоснимателей, как правило, отражается и на особенностях темброблока. Темброблоки можно разделить на пассивные, не требующие электропитания, и активные.
Наиболее простые пассивные темброблоки ограничены регулировкой громкости и одним регулятором тембра – как правило, фильтром верхних частот. Сложные темброблоки, предусиливающие сигнал, требуют дополнительного электропитания (чаще всего от батареи 9V), позволяют осуществлять более подробную, раздельную для нижних, средних и верхних частот регулировку тембра. Они могут иметь дополнительные частотные фильтры (например, отдельные для нижней и верхней областей средних частот), а также переключатель фазы сигнала. Иногда темброблоки оснащены встроенными эффектами обработки звука (чаще всего ревербератором и хорусом), тюнером для помощи в настройке инструмента. Существуют модификации, снабжённые цифровым процессором эффектов.
Темброблоки, управляющие сигналом с электромагнитных звукоснимателей электрогитар и бас-гитар, также бывают пассивными и активными. При применении пьезоэлектрических звукоснимателей использование активных темброблоков стало наиболее частым явлением, а на инструментах, использующих электромагнитные звукосниматели, пассивная и активная электроника распространены примерно одинаково с преимуществом за первой. Многие музыканты отдают предпочтение более традиционной, пассивной электронике (звукоснимателям и темброблокам), отмечая, что таким образом обеспечивается более естественное звучание, лучше передаются нюансы техники игры. Более широкое распространение, однако, получили следующие варианты: пассивный темброблок с активными звукоснимателями и активный темброблок с активными или пассивными звукоснимателями. Такие системы часто применяются в сложных технических условиях выступлений для обеспечения нужного звучания и параметров сигнала, в том числе при неоптимальном звуковом тракте.
Для электрогитар и бас-гитар за редким исключением характерно наличие более одного звукоснимателя, а также комбинации звукоснимателей разных видов: синглов (от англ. single-coil – одиночная катушка), хамбакеров (англ. humbucker; состоит из двух катушек индуктивности в магнитном поле, работающих в противофазе, что позволяет улучшить соотношение сигнал/шум), их разновидностей и модификаций. Помимо регулировок громкости и тембра, в функции темброблока входит переключение между разными комбинациями звукоснимателей или включение только одного из них. Иногда применяется «отсечка» – отключение одной из катушек хамбакера, что позволяет приблизить характер генерируемого им звука к синглу. Кроме того, благодаря некоторым модификациям звукоснимателей (например, расположение хамбакера в компактном корпусе сингла), возможностям использования резисторов с различными параметрами и др., вариативность работы темброблоков увеличивается. Широко распространена практика подбора звукоснимателей и изменения схемы распайки темброблока исходя из требований музыканта и особенностей конкретного инструмента. При этом не теряют актуальности сложившиеся, ставшие традиционными конфигурации электроники, присущие классическим моделям электрогитар и бас-гитар известных брендов (Gibson, Fender и др.).
Темброблок усилителя или комбоусилителя осуществляет управление сигналом в тесной взаимосвязи с работой предварительного усилителя, может быть встроен в него или вынесен в отдельный блок. В зависимости от особенностей системы усиления звука, схемотехнического решения, темброблоки различаются функциональными возможностями. Наиболее простые решения ограничиваются одним регулятором тембра, отвечающим за верхние частоты. Получившие широкое распространение более сложные варианты отличаются расширенными возможностями и подробностью регулировок. Комбоусилители с двумя и более переключаемыми каналами часто оснащены отдельными темброблоками для каждого из них.