Таджикистан. Литература
Таджи́кская литерату́ра, совокупность художественных произведений, созданных на территории Таджикистана. Развивается на таджикском языке. До 15 в. составляла неотъемлемую часть персидской (или персо-таджикской) литературы (см. в ст. Иран. Литература). На территории Таджикистана получила распространение также согдийская литература.
В 16 в. таджикская литература начала самостоятельное развитие, во многом сохраняя принципы персидской поэтики. У её истоков – поэзия К. Бинои, Б. Хилоли, А. Мушфики; проза З. М. Восифи. В 17 в. широкую популярность снискала поэзия С. Насафи (аллегорическая поэма «Весенние мотивы», конец 17 в.). В 18 – 1-й половине 19 вв. литература, развивавшаяся преимущественно в Бухаре, Коканде и Хорезме, отразила значительное влияние персоязычной литературы Индии, прежде всего творчества Бедиля.
Особенности развития таджикской литературы 2-й половины 19 в. связаны с присоединением Центральной Азии к Российской империи. Ключевая фигура конца 19 в. – писатель и просветитель А. Дониш, в творчестве которого (книга «Редчайшие происшествия», 1875–1882, и др.) обличались консерватизм и реакционный дух правящего класса, поднимались вопросы об изменении государственного строя в Бухарском эмирате. Идеи Дониша отразились в произведениях Ш. Шахина (дидактическая книга «Подарок друзьям», 1890), Р. Возеха (сатирическая книга «Убеждения женщин», 1883), Аджзи (поэтический сборник «Зерцало примера», 1913) и др. Реалистические тенденции заметны в творчестве М. Сироджа (публицистическая книга «Подарок жителям Бухары», 1907), Т. Асири (поэма «О Бекабадском канале», 1913), С. Зиё, А. Тамкина и др.
На развитие литературы Таджикистана в начале 20 в. оказали воздействие политические события в России. С. Айни выступил зачинателем революционной и остросоциальной поэзии (поэма «Марш свободы», 1918), традиции которой были продолжены М. Рахими, А. А. Лахути (поэма «Кремль», 1923), Пайравом (поэма «Кровавый престол», 1931), М. Амином-заде и др. В 1920-х гг. окончательно оформился реализм, ярко представленный творчеством Айни (повести «Бухарские палачи», 1920; «Одина», 1924; роман «Дохунда», издан в 1930), А. Дехоти (поэтический сборник «Песнь о труде», 1932), Дж. Икрами (роман «Шоди», 1940–1949) и др. В 1930-х гг. зародилась современная таджикская драматургия: творчество Икрами (драма «Враг», 1933), М. Турсун-заде (драма «Приговор», 1935), Г. Абдулло, С. Улуг-зода, А. Пирмухаммад-заде и др.
С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. ведущее место в таджикской литературе заняли малые жанры – очерк, рассказ, фельетон, а также публицистика. Большой популярностью пользовалась патриотическая поэзия (Айни, Х. Юсуфи, М. Турсун-заде), агитационная лирика (Лахути, М. Миршакар и др.). Патриотический пафос присущ и послевоенной литературе, обращённой к социальной проблематике: проза и драматургия Ф. Мухаммадиева, М. Турсун-заде, Г. Абдулло, М. Рабиева.
Для таджикской литературы 2-й половины 20 в. характерны острая постановка важнейших социально-политических проблем, преодоление иллюстративности и описательности, поиск новых средств изображения. Роман «Признаю себя виновным» Дж. Икрами (1957) ознаменовал начало психологической прозы, ярко представленной творчеством П. Толиса (повесть «Лето», 1959), Ю. Акобирова (повесть «Зрелость», 1968), Дж. Одинаева, М. Наджмиддинова (роман «Река ищет новое русло», 1968), А. Шукухи (роман «Фея острова», 1973). Обновление поэзии связано с именами М. Каноата, У. Раджаба, К. Кирома и др.
Таджикская литература конца 20 – начала 21 вв. переживала процессы идейно-тематического и художественно-эстетического обновления. Среди наиболее заметных писателей: А. Сидки (роман «Тропа судьбы», 1997), К. Насрулло (поэтический сборник «Не разделяй больше Таджикистан», 2000), М. Бахти, М. Солех, Ю. Ахмадзод, А. Самад (роман «Вихревая колонка», 2009), Ш. Ханиф, Лоик, А. Сайфуллоев.