Суждения о выученном
Сужде́ния о вы́ученном (англ. judgements of learning), метакогнитивный показатель, отражающий субъективную оценку человека относительно того, насколько хорошо он усвоил (запомнил) определённую информацию. На основании этих оценок возникают прогнозы о вероятности того, что человек вспомнит целевой элемент, когда позже получит подсказку. Предполагается, что эти оценки используются для контроля за дальнейшим обучением (Son. 2005).
В исследованиях показано, что суждения о выученном независимы от эвристики, использовавшейся для генерации самих этих суждений, и от успешности запоминания в предшествующем опыте. Чтобы лучше запомнить информацию, участники эксперимента просили предъявить повторно значительно больше пар слов в условии «1-3» (подсказка демонстрируется единожды, а целевой стимул – трижды), чем в условии «3-1» (подсказка демонстрируется трижды, а целевой стимул – единожды) (Metcalfe. 2008). Это объясняется тем, что запоминание подсказки способствовало и облегчало припоминание и воспроизведение целевого стимула (сло́ва, предъявляемого в паре с подсказкой).
Суждения о выученном можно разделить на 4 категории: о лёгкости освоения материала, о выученном на основе парных ассоциаций, о лёгкости распознавания и о выученном на основе свободного припоминания (Schwartz. 1993).
Суждения о лёгкости усвоения (англ. ease-of-learning judgements) выносятся до проведения учебного испытания. Испытуемые оценивают, сколько времени потребуется для усвоения конкретной представленной им информации (обычно пары «сигнал – цель») (Schwartz. 1993). Эти суждения возникают до начала обучения и, благодаря достаточной точности (Underwood. 1966), позволяют людям определить необходимый временной промежуток для будущего освоения материала.
Суждения о выученном на основе парных ассоциаций (англ. paired-associate judgment of learning) выносятся во время изучения пар слов «подсказка – цель» и отвечают за прогнозирование дальнейшей работы памяти (при воспоминании и распознавании). Одним из примеров суждения о выученном с парными ассоциациями является ситуация припоминания «подсказка – цель», где испытуемый определяет возможность припоминания цели, когда представлены как подсказка, так и целевое слово пары, подлежащей изучению. В другом случае испытуемый должен определить возможность вспомнить цель, когда во время вынесения решения предъявляется только подсказка (Schwartz. 1993).
Суждения о лёгкости распознавания (англ. ease-of-recognition judgments) предсказывают вероятность распознавания в будущем: испытуемым предлагался список слов и им было необходимо высказать суждения относительно собственной способности распознавать эти слова в тесте на распознавание (Schwartz. 1993).
Суждения о выученном на основе свободного припоминания (англ. free-recall judgments of learning) предсказывают вероятность свободного припоминания в будущем. В этой ситуации испытуемые оценивают один целевой элемент и судят о вероятности последующего свободного припоминания, что сходно с суждениями о лёгкости распознавания (Schwartz. 1993), но они, по-видимому, основаны на разных источниках информации. Американские психологи Б. Шварц и Р. Бьорк предполагали, что испытуемые ошибочно приписывают лёгкость обработки вопроса последующей лёгкости генерации ответа при свободном припоминании. Однако данные экспериментов не подтверждали эту идею: предсказания испытуемых о свободном припоминания (о лёгкости распознавания) были выше, чем вероятность реального припоминания. Таким образом, получается, что люди не основывали свои суждения на простоте обработки – если бы прогноз основывался на этом факторе, то прогнозы припоминания были бы ниже (Schwartz. 1993).
При изучении суждений о выученном могут использоваться различные сигналы или подсказки (cues): внешние, внутренние и мнемонические. Степень использования каждого из них может варьироваться в зависимости от ситуации. Как отмечалось выше, эти сигналы лучше всего выявляются, когда обнаруживается, что суждения о выученном систематически отклоняются от фактической точности памяти (Koriat. 1997). Внутренние подсказки включают характеристики изучаемых предметов, которые, как считается, раскрывают априорную лёгкость или трудность усвоения этих предметов: например, буквенная триграмма c большей вероятностью будет припомнена, если она образует слово, а не просто является набором букв (Underwood. 1966). К внешним подсказкам относятся: 1) условия обучения (например, количество раз, когда предмет был изучен; время его предъявления); 2) операции кодирования, применяемые обучающимися (уровень проработки и интерактивные изображения). Третий класс подсказок включает внутренние мнемонические индикаторы, которые могут сигнализировать человеку о том, в какой степени предмет был усвоен и будет вспомнен в будущем (Koriat. 1997).