Сурита-и-Кастро Херонимо
Сури́та-и-Ка́стро Херо́нимо (Jerónimo Zurita y Castro) (4.12.1512, Сарагоса – 3.11.1580, там же), испанский государственный деятель, историк, первый официальный хронист Арагонского королевства.
Родился в семье, близкой к монархам: его отец, М. Сурита, был придворным врачом Фернандо II Католика и Карла V. Получил прекрасное гуманистическое образование в университете г. Алькала-де-Энарес, где среди прочего изучал греческий язык и латынь, в чём весьма преуспел, а также современные языки: французский, итальянский, португальский и др. Сурита-и-Кастро поступил на государственную службу и исполнял различные обязанности в Барбастро, Альмудеваре и Уэске, был главным счетоводом арагонской инквизиции. Филипп II, исключительным доверием которого пользовался Сурита-и-Кастро, в 1566 г. назначил его секретарём Королевского совета, а в 1567 г. поручил ему сбор и упорядочение документации о высших чинах королевской администрации и их наследниках для хранения в архиве Симанкаса. В 1568 г. Сурита-и-Кастро стал также секретарём совета инквизиции.
На кортесах в Монсоне (1547) была учреждена новая должность – хронист Арагонской короны, в 1548 г. на эту должность пожизненно избран Сурита-и-Кастро. С этого времени он начал работать над своим главным трудом – хроникой, охватывающей весь период истории королевства с древнейших времён. На сбор материалов для своего труда и его написание Сурита-и-Кастро потратил 30 лет, в течение которых путешествовал по Испании и за её пределами: побывал в Неаполе, Риме, на Сицилии, в Нидерландах. Он работал в библиотеках, дворцовых и монастырских архивах, собственными глазами видел места событий, о которых писал. Занимая различные государственные должности, Сурита-и-Кастро имел доступ к обширнейшей документации, которую обильно использовал при написании хроники.
«Анналы Арагонской короны» («Anales de la Corona de Aragón», издавались в 1562–1580) охватывают историю Арагона со времени арабских завоеваний до конца Реконкисты – Гранадской войны (711–1492). Отдельной работой вышла «История короля Фернандо Католического» («Historia del Rey Don Hernando el Católico»), которая по сути являлась продолжением «Анналов...»: в ней описывались события, произошедшие после взятия Гранады и до смерти короля в 1516 г. Сурита-и-Кастро рассматривал историю Арагона в неразрывной связи с историей как остальных пиренейских государств, так и европейских. Огромное количество использованных материалов, в том числе на иностранных языках, исключительная эрудиция автора, тщательная работа над текстом хроники делают её ценным источником по истории Арагонского королевства; по-своему не менее интересны имеющиеся в хронике сведения полулегендарного характера. Историки и по сей день консультируются с предложенной Суритой-и-Кастро библиографией. Часть «Анналов...», переведённая Сурита-и-Кастро на латынь и местами дополненная, вошла в «Каталог деяний королей Арагона от начала королевства до 1410 года» (Indices rerum ab Aragoniae regibus gestarum ab initiis regni ad annum 1410. Сарагоса, 1578). В этот сборник Сурита-и-Кастро включил также несколько хроник Сицилии разных авторов.
В начале 1560-х гг. «Анналы...» вызвали в Испании острую полемику. Хронист и космограф А. де Басан-и-Гусман, маркиз Санта-Крус обвинил Сурита-и-Кастро в проарагонской позиции, отсутствии должного внимания к делам Кастилии, чрезмерной пространности и педантичности. В защиту Сурита-и-Кастро выступили другие крупнейшие историки Испании того времени, которые убедительно опровергли доводы маркиза Санта-Круса. Сурита-и-Кастро оказал заметное влияние на развитие испанской историографии. Долгое время сочинения Сурита-и-Кастро и его методика были примером для подражания для многих испанских историков.
Сурита-и-Кастро является также автором ряда работ с комментариями к изученным им источникам, самая известная из них – «Поправки и примечания к хроникам дона Педро, дона Энрике II, дона Хуана I, дона Энрике III, которые написал Педро Лопес де Айала» («Enmiendas y advertencias a las crónicas de don Pedro, don Enrique el segundo, don Juan el primero y don Enrique el tercero que escribió don Pedro López de Ayala»). Сурита-и-Кастро проявлял большой интерес и к истории античности, изучая произведения античных авторов. Он оставил после себя комментарии к сочинениям Цезаря, Цицерона, Плиния и др., а также перевод «Утешения философией» Боэция.
Во время работы над хроникой Сурита-и-Кастро собрал обширную библиотеку, которая большей частью вошла затем в библиотеку Эскориала (1626); множество манускриптов и документов, обнаруженных и собранных хронистом, хранится в государственном архиве Симанкаса. Сурита-и-Кастро выработал новую концепцию задач историка, он считается основателем школы исторической эрудиции в Испании.