Социальная геронтехнология
Социа́льная геронтехноло́гия (англ. Social Gerontechnology), исследование социальных аспектов разработки, внедрения и использования технологий для благополучия людей в старости; развивается как одно из направлений в междисциплинарной области геронтологического подхода к технологиям.
Термин «геронтехнология» начал использоваться в 1990-х гг. европейскими исследователями старения для обозначения комплекса идей и практических разработок, нацеленных на понимание и изменение технологической среды как компонента образа жизни в старости. Поскольку здесь пересекаются интересы разных специалистов, можно дифференцировать отдельный вклад социальных учёных и практиков. Главный исследовательский вопрос социальной геронтехнологии – каковы связи между людьми старшего возраста и технологиями в контексте их опыта, ожиданий, социальных условий и культурной среды.
На фоне растущего количества технологических инноваций, нацеленных на применение людьми «в возрасте», их теоретическая проработка полна лакун, что создаёт риск эйджистских взглядов и интерпретаций. Например, устройства для мониторинга состояния организма людей «в возрасте» могут работать на благую цель обеспечения безопасности, но могут стигматизировать и закреплять за стариками единственную роль беспомощных иждивенцев. Подходы, развиваемые социальными исследователями геронтехнологий, способствуют преодолению институционального (в перспективе – и бытового) эйджизма.
Поколенческий подход
Благодаря социологам и социальным психологам, изучавшим общность мировоззрения и реакций людей, рождённых в ту или иную эпоху, в геронтехнологии оформилась концепция «технологических поколений». Эффект поколения является центральным для понимания многих аспектов того, как распространяются технологии. Например, пользователи, не сталкивавшиеся с какими-либо устройствами в период первичной социализации, с гораздо большей вероятностью будут усваивать лишь ограниченный набор функций технической новинки, полагаясь на предыдущий опыт и привычки. Поколенческий подход, таким образом, объясняет некоторое торможение перед входящими в обиход новинками не старческой слабостью пользователя (что укореняет эйджизм), а барьерами прежде сложившихся навыков. «Технологические поколения» представляют собой следующие группы:
поколение механических устройств (те, кто родился до начала 1940-х гг.);
поколение электромеханических устройств (родившиеся между 1940 и 1960 гг.);
цифровое поколение (родившиеся с начала 1960-х гг.).
Мотивационный подход
Данный подход основывается на идеях А. Маслоу об иерархии потребностей, мотивирующих людей на действия. Логика Маслоу чрезвычайно популярна и широко представлена в литературе по геронтехнологии. Её эвристичность заключается в том, что очерчиваются конкретные направления для технологического проектирования: устройства для поддержания физиологических потребностей, безопасности, социальных связей, для решения интеллектуальных и творческих задач. Акцентируя универсальные человеческие потребности, мотивационный подход выходит за рамки традиционных суждений о технологической поддержке старости как состояния особой уязвимости и зависимости.
Подход, рассматривающий пользовательский выбор, оптимизацию и компенсацию
Ещё один продуктивный способ уйти от дискурса зависимости в геронтехнологии – обратиться к теории немецкого психолога Пауля Балтеса, применившего идеи психологии развития к периоду «второй половины жизни». Балтес полагал необоснованным видеть развивающуюся личность только в ребёнке или подростке, по его мнению, и в процессе старения происходит физическое, эмоциональное и психосоциальное развитие. Успешное старение и адаптация связаны с личностными выборами, в результате чего человек движется к некоторым целям. При постановке целей возможна переоценка того, что было важным раньше, особую роль играют также и пережитые потери. Наряду с целеполаганием существует оптимизация, т. е. активный процесс посвящения времени, энергии и ресурсов развитию или совершенствованию навыков, важных для достижения выбранной цели. Наконец, есть компенсация, когда человек старшего возраста, стараясь интенсивно использовать новый или альтернативный поведенческий репертуар, получает преимущества перед лицом физических, функциональных или когнитивных изменений. Технические устройства в этом процессе развития людей «в возрасте» способствуют целедостижению: быстрее адаптируется то, что принесёт компенсационные выгоды, т. е. наибольшую пользу в развитии. Поскольку интересы и развитие людей в старших возрастных группах вариативны, то для одних важны информационно-коммуникационные технологии, для других – медицинские гаджеты, для третьих – то, что обеспечивает мобильность.
Подход, принимающий во внимание локус контроля и самоэффективность
Вклад в понимание использования технологий людьми старшего возраста вносит и психология здоровья. Следуя теории локуса контроля, люди различаются тем, как они видят события своей жизни – как определяемые либо их собственным поведением (внутренний локус контроля), либо воздействием объективных факторов (внешний локус контроля). Предполагается, что пожилые люди, активно включённые в мир технологий, будут чувствовать расширение своих возможностей и меньшую подверженность влиянию непредсказуемых внешних обстоятельств. Точно так же использование технических инноваций влияет на самоэффективность: уверенность в своей способности решать технические проблемы у представителей старших возрастных групп способствует позитивным стратегиям жизни.
Модель принятия технологий
В отличие от вышеупомянутых подходов, связанных в своей основе с социальными науками, модель принятия технологий возникла из исследования информационных систем и была разработана в первую очередь применительно к взрослым людям трудоспособного возраста.
Для включения в свои повседневные действия любых технических инноваций необходим определённый уровень принятия технологий. Принятие технологии пользователями предшествует успешному внедрению технологии (изначально модель объясняла производственные инновации). Человек из неопытного ученика превращается в легко справляющегося со всеми функциями постоянного пользователя. Критическая масса людей, принявших/адаптировавших технологию, означает, что среди данных групп населения нечто новое и непонятное стало рутинным.
Чтобы принять технологию, человек сначала должен ощутить её полезность (воспринимаемая полезность) и оценить объём затрачиваемых при использовании усилий (воспринимаемая простота использования). Воспринимаемые полезность и простота формируют положительную установку, переходящую в активность по обучению, адаптации и применению. Данная модель объясняет полезность не только производственных/офисных технологий, но и бытовых или медицинских. Применительно к проблематике геронтехнологии воспринимаемая полезность какого-либо гаджета не универсальна, а обусловлена повседневной деятельностью пожилых людей. Поэтому не старческий консерватизм, а круг потребностей определяет скорость перехода людей в группу активных пользователей.
Исследования науки и технологии (STS)
Представители STS-подхода анализируют социальные факторы производства научных открытий и технических изобретений, а также культурно обусловленные траектории их восприятия в группах и сообществах. В начальный период развития в фокусе внимания STS-социологов была преимущественно наука, в дальнейшем всё более значимым объектом исследований становится технология. Один из ключевых вопросов – каким образом используемые сегодня устройства приобрели современную для нас форму? Ответ STS состоит в том, что технологии формируются экономическими и политическими интересами, сложившимися пользовательскими навыками, ожиданиями и ситуативными факторами. Технологии включаются в сеть взаимодействий симметрично с людьми, становясь этически действующими актантами.
В свете STS-подхода пользовательские связи между пожилыми людьми и техническими устройствами обусловлены культурой старости, т. е. представлениями о том, что является нормальным, а что ненормальным для стареющих индивидов. Если в проектирование, создание и рекламу технического устройства инкорпорированы идеи о физической и когнитивной слабости людей в возрасте, то такая технология будет поддерживать монополию и активность молодых пользователей вместе с пассивностью и позицией ведо́мого у пожилых. STS-подход обладает значительным критическим потенциалом для обсуждения роли науки и техники в поддержании возрастных иерархий.
Таким образом, социальная геронтехнология пытается отвечать на вызовы быстро технологизирующихся и стареющих современных обществ. Геронтехнология – новое направление, теоретический фундамент которого будет пополняться идеями и разработками, стимулирующими изменения этоса и облика старости.