Соннергор Ян
Со́ннергор Ян (Jan Sonnergaard) (15.8.1963, Копенгаген – 18.11.2016, Белград), датский писатель, драматург, публицист.
Учился в Копенгагенском университете, где в 1992 г. получил степень магистра литературоведения и философии. В 1991–1992 гг. изучал немецкую литературу и философию в Свободном университете Берлина.
В начале 2000-х гг. участвовал в общественно-политических дискуссиях, публиковал статьи в ведущих датских газетах: Weekendavisen, Dagbladet Information, Politiken, Aktuelt, Jyllandsposten.
Как писатель дебютировал новеллой «Имитация Lacoste» («Imitation af Lacoste», 1990) в антологии «Начала 1990» («Begyndelser 1990»), вышедшей в издательстве Borgens Forlag. Писал новеллы для литературного журнала Ildfisken («Огненная рыбка»).
Прославился сборником новелл «Радиатор» («Radiator», 1997, частичный русский перевод 2019) о жизни низов датского общества. Книга стала 1-й частью трилогии, в которой критически описаны взаимоотношения между людьми в современном обществе. Представителям среднего класса посвящена 2-я часть трилогии – «Последнее воскресенье октября» («Sidste søndag i oktober», 2000). Третья часть – сборник «Я по-прежнему боюсь Каспара Микаэля Петерсена» («Jeg er stadig bange for Caspar Michael Petersen», 2003) – посвящена высшим слоям общества.
В сборнике новелл «Восемь поучительных историй о любви, еде и незнакомых городах» («Otte opbyggelige fortællinger om kærlighed og mad og fremmede byer», 2013) иронично описаны жители Парижа, Праги, Берлина, Рима, Тбилиси, Сен-Назера и одного из районов Копенгагена; среди них: проститутка, сумасшедший, писатель (alter ego Соннергора), студент. Любовь, центральная тема сборника, предстаёт в различных формах и ипостасях: это и зарождающееся нежное чувство, и уважение к человеческой личности, а также ревность, предательство, щедрость и прощение.
Драматургия Соннергора затрагивает темы внутренней пустоты, одиночества, поиска себя в современном мире: пьесы «Секс» («Sex», одноимённая постановка, режиссёр К. Вилтон, 1999, драматический театр г. Ольборг), «Жизнь и смерть в кафе Олферт Фишер» («Liv og død på Café Olfert Fischer», написана по мотивам трилогии; одноимённая постановка, режиссёр Т. Бендиксен, 2006, «Mamutteatret», Копенгаген). В последнем произведении Дания начала 21 в. изображена как большой бар, в котором посетители вступают в случайные связи и злоупотребляют алкоголем.
В дебютном романе «О значении атомной войны для молодости Вильхельма Функа» («Om atomkrigens betydning for Vilhelm Funks ungdom», 2009, премия Ютты Борберг, 2010) повествуется о времени, предшествующем атомному взрыву и концу света, в форме обратного отсчёта. В романе «На дорогах гололедица» («Frysende våde vejbaner», 2015) главный герой переживает кризис среднего возраста, но неожиданная любовь возвращает его к жизни.
Творчество Соннергора в целом выдержано в традициях социалистического реализма, хотя сам он относил свои новеллы к «социальному сюрреализму» (social-surrealisme). Центральные темы произведений – одиночество и бессмысленное существование жителей больших городов. Для прозы характерны чёрный юмор, гиперболизация, иронично-провокационный тон повествования, использование жаргона и сленга. Местом действия произведений часто оказываются злачные места Копенгагена, а героями – неудачники и маргиналы. Большое влияние на Соннергора оказало творчество М. Пруста, Б. И. Эллиса, музыкальной группы Kraftwerk.
Соннергор скоропостижно скончался от сердечного приступа во время литературного турне, в котором он встречался с читателями.
В мае 2018 г. в издательстве Gyldendal вышел «Сборник новелл +1» («Samlede noveller +1»), в который вошли все произведения трилогии, прозаический цикл «Старые истории («Gamle historier», 2009), а также последняя новелла «Фундаментальная, семейная игровая логика» («Fundamental, familiær spillogik», 2016), опубликованная в интернет-журнале Lapidar («Лапидарный»). В ноябре 2019 г. в Театре Бетти Нансен (Betty Nansen Teatret) в Копенгагене состоялась премьера спектакля «Ян Соннергор не умер» («Jan Sonnergaard er ikke død») по сценарию К. Флюгаре.
Премия Харальда Кидде (1997), Культурная премия Датской конфедерации профсоюзов (2000), Книжная премия издательства Gyldendal (2000).