Слепота к повторению
Слепота́ к повторе́нию (англ. repetition blindness), феномен, заключающийся в неспособности наблюдателя обнаружить или запомнить повторяющийся зрительный объект. Является одним из частных случаев функциональной слепоты, а также используется как один из примеров великой иллюзии сознания. Обычно исследуется в парадигме быстрого последовательного визуального предъявления (rapid serial visual presentation).
Происхождение понятия
Слепота к повторению впервые была описана когнитивными психологами в середине 1980-х гг. в ходе исследований кратковременной памяти (Intraub, Potter; эксперимент был пилотажным, не опубликован). Название феномену дала Н. Канвишер, которая в 1987 г. опубликовала результаты серии экспериментов (Kanwisher. 1987). В частности, она продемонстрировала, что испытуемые не обнаруживают повторяющиеся слова, даже если два повтора не следуют сразу друг за другом или отличаются по падежам, а также пропускают повторяющиеся слова в предложениях, данных для заучивания, даже если в результате теряется смысл и грамматическая правильность предложения (например, в предложении «Когда она разлила чернила, везде были чернила»).
В 1908 г. П. Раншбург описал похожий эффект, впоследствии названный его именем (цит. по Crowder. 1965). Он обнаружил, что испытуемый, заучивающий ряд стимулов, в котором есть повторы, впоследствии чаще всего ошибался именно в повторяющихся элементах. Однако феномен слепоты к повторению не является синонимом эффекта Раншбурга, т. к. феномен не возникает в том случае, если интервал между повторяющимися стимулами более 0,6 с (Luo. 1995).
Содержание понятия, история его использования и критика
Один из главных вопросов, стоящих перед исследователями данного феномена, заключался в том, является ли слепота к повторению эффектом восприятия или внимания. Н. Канвишер показала, что испытуемые затрудняются в обнаружении повтора только в том случае, если повторяется целевой стимул; повтор дистрактора не вызывает подобного эффекта (Kanwisher. 1991, Kanwisher. 1995), – тем самым она обозначила ключевую роль внимания.
Для объяснения данного феномена Н. Канвишер предложила гипотезу обособления «опознавательных знаков» (Kanwisher. 1987). В системе переработки информации содержатся опознавательные знаки – не прямая репрезентация конкретного объекта, но совокупность информации о том, к какой категории принадлежит объект, а также где и когда он появился. Внимание в данной гипотезе «связывает» категорию объекта с временем и местом появления. В том случае, если объект повторяется через малое время после первого предъявления, опознавательный знак снова содержит ту же категорию, то же место и то же время. Становится невозможным отделить, т. е. обособить, повторяющийся опознавательный знак от предыдущего.
Слепоту к повторению можно рассматривать как феномен объектно-ориентированного внимания. Повторяющиеся буквы не замечаются испытуемыми только в том случае, если они демонстрируются по отдельности, а не внутри разных слов (Kanwisher. 1990). Эффект не зависит от деталей зрительной стимуляции: он может возникать при предъявлении омонимов, которые совпадают по звучанию, но не по написанию (Bavelier. 1992). В то же время слепота к повторению не возникает при предъявлении синонимов или одного слова на разных языках (Altarriba. 1996). Так, можно сделать вывод, что эффект возникает после зрительного кодирования отдельных признаков, но до семантической обработки.
Возникновение слепоты к повторению в кроссмодальных условиях, т. е., например, при предъявлении изображения солнца и слова «солнце», также может свидетельствовать о том, что данный феномен относится не к восприятию, а к области памяти, т. е. использование слова «слепота» неправомерно. Дж. Вольф (Wolfe. 1999) предлагает объединить феномены слепоты к повторению, слепоты по невниманию, слепоты к изменению и мигания внимания общим термином «амнезия по невниманию», однако экспериментальные данные свидетельствуют о том, что за этими феноменами лежат разные психологические механизмы.