Синодик царя Борила
Сино́дик царя́ Бори́ла (болг. Борилов Синодик), памятник болгарской литературы среднеболгарского периода, важный источник по истории Второго Болгарского царства. Представляет собой перевод с греческого на славянский язык 2-й версии константинопольского патриаршего «Синодика в Неделю Православия» (843), дополненный болгарскими материалами. Другой болгарский Синодик, как считается, был уничтожен после падения Первого Болгарского царства (1018). Потребность в новом славянском тексте Синодика обусловливалась восстановлением болгарской государственности в 1186 г., отходом от попыток заключения союза с Римом (предпринимались при царе Калояне) и сближением с Никейской империей. Синодик царя Борила составлен в начале 13 в. в связи с созывом болгарским царём Борилом (1207–1218) в 1211 г. церковного собора в г. Тырново (ныне Велико-Тырново), направленного на борьбу с богомильством.
Содержит тексты, осуждающие иконоборцев и богомилов; сведения о церковном соборе 1211 г.; поминание болгарских церковных и государственных деятелей, святых Кирилла и Мефодия, их учеников. Оригинал Синодика царя Борила не сохранился, известен в двух списках, названных по именам их владельцев, С. Н. Палаузова и М. С. Дринова (ныне хранятся в Национальной библиотеке Святых Кирилла и Мефодия в Софии): Палаузовском (конец 14 в.; передан двоюродным братом Н. Х. Палаузовым, получившим рукопись в качестве подарка от жителя г. Тырново в 1845) и Дриновском (конец 16 в.; получен от жителя г. Панагюриште в 1871). Если Дриновский список обрывается на сведениях о соборе 1211 г., то в Палаузовском списке содержатся дополнительные тексты 13–14 вв. (рассказ о восстановлении Болгарского патриархата в 1235, помянники позднейших церковных и государственных деятелей и др.). Списки также имеют между собой отличия в лексике и синтаксисе, расстановке глав. Как считается, Синодик царя Борила оказал влияние на сербские и русские редакции «Синодика в Неделю Православия», хотя некоторые исследователи высказывают точку зрения о самостоятельности русского перевода.
Синодик царя Борила привлекал значительное внимание историков. Вклад в его изучение внесли С. Н. Палаузов, М. С. Дринов, Ф. И. Успенский, П. А. Лавров, М. Г. Попруженко (автор классического издания текста, 1928), Б. Ангелов и др.