Симеон (архиепископ Новгородский)
Симео́н (в иночестве Самсон) (ум. 15.6.1421), русский церковный деятель, архиепископ Новгородский (1415–1421); русский святой.
Биография
До возведения на кафедру был иноком Хутынского Варлаамиева в честь Преображения Господня монастыря.
Летом 1415 г. избран по жребию на престоле кафедрального Софийского собора в Новгороде. Введён во Владычный двор 11 августа того же года. В марте 1416 г. в Москве возведён в сан иеродиакона и иеромонаха митрополитом Киевским и всея Руси Фотием, 22 марта – хиротонисан в архиепископа Новгородского с наречением имени Симеон (Успенский Б. А. Иноческие имена на Руси / Б. А. Успенский, Ф. Б. Успенский. Москва ; Санкт-Петербург, 2017. С. 183–184, 186). Вернулся в Новгород 16 апреля.
В том же году на собственные средства построил 2 каменные церкви в новгородском Детинце: надвратную Святителя Петра, митрополита Киевского на Влыдычном дворе и Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских (вместо «обетной» деревянной церкви, возведённой при архиепископе Иоанне в 1390).
В 1417 г. во время эпидемии чумы совершал крестные ходы и освятил «обетную» деревянную церковь Великомученицы Анастасии.
В 1418 г. сумел примирить враждующие стороны во время Новгородского восстания 1418 г. Осенью того же года совершил традиционную поездку во второй по значимости город Новгородской епархии – Псков, где в течение месяца вершил суд по духовным делам и собирал архиерейские пошлины. Там же произнёс поучение о необходимости покорности епископу и отцам духовным и о неприкосновенности церковных имуществ (Полное собрание русских летописей. Т. 4, ч. 1, вып. 2. 1915. С. 424–425).
25 февраля 1419 г. торжественно встретил в Новгороде князя Константина Дмитриевича, который приехал в Новгород после конфликта со старшим братом – великим князем московским Василием I Дмитриевичем. В 1421 г. проводил князя из Новгорода вместе с посадниками, тысяцким и боярами. 19 мая того же года в Софийском соборе совершил молебен Пресвятой Богородице «о преставлении гнева Божиа» (стихийного бедствия, по-видимому урагана) (Новгородская первая летопись. 1950. С. 413).
Принимал участие в дипломатических переговорах Новгородской республики. От имени архиепископа была послана грамота Риге, Юрьеву (Дерпт, ныне Тарту) и Колывани (Ревель, ныне Таллин; 1417); также он упоминается в договорной грамоте Новгорода с Ливонским орденом о мире (1421); в грамоте Риге (1418–1420) (Грамоты Великого Новгорода и Пскова. Москва ; Ленинград, 1949. № 54, 55, 57, 60).
Автор послания в псковский Снетогорский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь (традиционно датируется 1418; в публикации в «Русском феодальном архиве» приводится широкая датировка – 1416–1421), в котором писал о неподсудности игумена и иноков обители мирским судьям и о необходимости соблюдения общежительного устава, заново введённого в обители архиепископом Суздальским и Нижегородским Дионисием в 1383 г.
Сохранилась односторонняя восковая булла Симеона, имеющая изображение благословляющей руки (Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 2. Москва, 1970. С. 49, 266) и актовая вислая печать новоторжского наместника архиепископа Симеона. В 2022 г. во время археологических раскопок в Новгороде была обнаружена актовая вислая печать архиепископа.
Похоронен в Мартириевской паперти Софийского собора в Новгороде.
Канонизация
Местное почитание было установлено в 1439 г. архиепископом Новгородским Евфимием II. К началу 20 в. почитание продолжало иметь местный характер (Голубинский Е. Е. История канонизации святых в русской церкви. Москва, 1903. С. 157). Его канонизация подтверждена включением в Собор Новгородских святых, восстановление почитания которого произошло в 1981 г. Дни памяти: в соборах Новгородских святых и Псковских святых (3-е воскресенье после Троицы), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы).