«Шлем Ярослава Всеволодовича»
«Шлем Яросла́ва Все́володовича» («шлем из Лыково»), общепринятое название одного из старейших предметов российской военной археологии.
Внешний вид
Представляет собой плавно изогнутое и вытянутое вверх «крутобокое» боевое наголовье, завершающееся вверху фрагментарно сохранившимся стержнем-втулкой. Шлем обложен чеканными серебряными с позолотой накладками: на лобовой части – с изображением архангела Михаила в рост с жезлом-лабарумом (знаменем или боевым штандартом) в правой руке и державой (символом власти над миром) в левой, а также благопожелательной надписью «вьликъи архистратиже гɴ҃ Михаɴле помози рабу своему Фео до рꙋ»; в навершии – погрудными изображениями Иисуса Христа и святых Георгия, Феодора и святителя Василия Великого. На тулье шлема расположена чеканная полоса с изображениями лилий, листьев, птиц, барсов и грифонов. К шлему прикреплён посеребрённый клювовидный наносник с позолоченным надбровьем, отверстиями для дыхания и следами крепления бармицы (кольчужной защиты шеи, плеч, затылка и боковых частей головы, иногда – лица). На кайме сохранились несколько отверстий, вероятно, для крепления подкладки, а также сломанные ушки для присоединения бармицы.
Обстоятельства обнаружения и дальнейшая судьба
Предмет был случайно найден в зарослях орешника крестьянками казённого села Лыково Чековской волости Владимирского уезда Владимирской губернии (ныне Юрьев-Польского района Владимирской области) Анисьей Ларионовой и Настасьей Васильевой 9(21) августа 1808 г. Согласно рапорту владимирского губернского прокурора Г. Я. Бута министру народного просвещения графу П. В. Завадовскому, Анисья, «находясь в… кустарнике для щипания орехов, усмотрела близ ореховаго куста в кочке что-то светящееся» ([Спицын А. А.?]. 1899. С. 389). Шлем был обнаружен примерно в 3 верстах (свыше 3 км) от села (по поздним данным, в Лесничьем овраге урочища Жары), в вертикальном положении в ямке глубиной около 35 см. Внутри шлема находилась свёрнутая кольчужная сетка, превратившаяся в комок ржавого железа.
Находка была представлена императору Александру I и затем передана на хранение в Оружейную палату Московского Кремля (инв. № Ор-2; экспозиция 2-го этажа, зал 4, витрина 27). Поступившие в музей 5 фрагментов шлема были насажены на деревянную (сосновую) болванку, по форме близкую к известным на то время норманнским шлемам. К ней были прикреплены сохранившиеся металлические детали, и в таком виде наголовье находилось чуть более 2 веков. По инициативе президента Академии художеств А. Н. Оленина в 1830 г. шлем был зарисован Ф. Г. Солнцевым, причём он предположительно и неточно реконструировал полумаску, а также допустил несколько мелких неточностей в передаче благопожелательной надписи и узора тульи.
Дискуссия об обстоятельствах создания
По времени, месту, технологии изготовления и трансформации предмета были высказаны взаимоисключающие мнения. Большинство исследователей сходятся в том, что шлем (или только его чеканные изображения) является русской работой, изготовлен либо в Новгороде (ныне Великий Новгород) (Древности Российского государства. 1853; Рыбаков. 1948), либо в Северо-Восточной Руси (Толстой. 1899; Арциховский. 1946; Янин. 1958; Кирпичников. 1958; Кирпичников. 1971) в промежутке между 1149 и 1162 гг. (Янин, 1958) или между 1206 и 1216 гг. (Рыбаков. 1948).
Б. А. Колчин настаивал на том, что шлем изготовлен из одного куска железной основы техникой штамповки с последующей выколоткой.
По мнению А. Н. Кирпичникова, предмет переделывался не менее 3 раз: первоначально он совсем не имел украшений; позднее к нему, вероятно, были добавлены все чеканные изображения – Иисуса Христа, архангела Михаила и святых, полоса на тулье и только затем шпилевидное навершие и полумаска с наносником (около 1200).
Согласно Г. Н. Бочарову, шлем был украшен новгородскими мастерами во время княжения там Мстислава Юрьевича (1155–1157), но «получил окончательное оформление во Владимире» при племяннике Мстислава Юрьевича переяславском князе Ярославе Всеволодовиче (Бочаров. 1984).
Вопрос о принадлежности шлема
А. Н. Оленин, подготовивший первую публикацию о шлеме, высказал предположение, что наголовье принадлежало одному из князей, бежавших с поля Липицкой битвы 1216 г., – князю Ярославу Всеволодовичу (в крещении Феодор).
В. Л. Янин связал подбор изображений святых на шлеме с первоначальным владельцем вещи (а также его отцом и дедом). Им, по мнению археолога, должен быть внук Владимира Всеволодовича Мономаха (в крещении Василия), младший сын Юрия Владимировича Долгорукого (в крещении Георгия) князь Мстислав Юрьевич (в крещении Феодор) (Янин. 1958; Янин. 1972).
По мнению А. А. Спицына, А. А. Медынцевой и А. А. Астайкина, последним владельцем шлема был старший брат Ярослава, великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Объясняется эта точка зрения тем, что шлем был найден на пути с поля боя в сторону Владимира (путь бегства Юрия), а не в сторону Переяславля (ныне Переславль-Залесский; в противоположном направлении, путь бегства Ярослава).
Б. А. Рыбаков добавлял к своей гипотезе о времени создания шлема, что находка предмета могла быть связана и с поражением новгородского князя Мстислава Ростиславича Безокого в Липицкой битве 1176 г. (Рыбаков. 1964).
М. В. Горелик полагал, что шлем был брошен младшим братом Александра Ярославича Невского Андреем Ярославичем во время «Неврюевой рати» 1252 г. Последние два взгляда не получили признания и развития в научной литературе.
Научная реставрация
В течение длительного музейного хранения деревянная болванка, на которую был насажен шлем, усохла и деформировалась, что отрицательно сказывалось на сохранности наголовья. В 2021 г. шлем был впервые подвергнут научной реставрации (художник-реставратор высшей категории М. Н. Кружалин), в результате которой установлены подлинная конфигурация и размеры купола, выяснено наличие следов первоначальной полумаски, подтверждено предположение Б. А. Колчина об изготовлении предмета из одного куска металла, доказано, что найденная вместе со шлемом кольчужная сетка является остатками бармицы.