Шинкевич Якуб
Шинке́вич Я́куб, Шинкевич Якуб Сулейманович (нем. Jakob Schinkewitsch, Jakub Schinkewitsch; польск. Jakub Szynkiewicz) (16.4.1884, Ляховичи Минской губернии, ныне Брестской области, Белоруссия – 1.11.1966, США, по некоторым данным, Уотербери), религиозный и общественный деятель, муфтий Польской Республики (Речи Посполитой) в 1930–1940-х гг., известный учёный-тюрколог, доктор наук (PhD), польско-литовско-белорусский татарин.
Шинкевич родился в семье татарского землевладельца Сулеймана Шинкевича и его супруги Фатимы. В семье было трое детей: сыновья Мустафа (1879 – год смерти неизвестен, в 1917–1920 один из лидеров «Союза литовских татар» в Крыму, репрессирован в 1936–1937) и Якуб, а также дочь Амина. Первоначально Шинкевич учился в различных начальных школах, затем в пятнадцатилетнем возрасте был зачислен в 3-й класс реального училища в Минске (1899–1904). В 1904–1910 гг. учился в Санкт-Петербургском технологическом институте императора Николая I, в котором готовили инженеров-технологов. Одновременно входил в состав «Кружка польских студентов-мусульман» (1907–1910), объединявшего студентов-татар, выходцев из западных областей Российской империи.
Решив посвятить себя тюркологии, Шинкевич покинул Технологический институт (1910) и после сдачи необходимых дополнительных предметов (латинский язык и др.), в 1912 г. поступил на востоковедное отделение историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В университете Шинкевич изучал арабский, персидский и турецкий языки (1912–1914), под руководством профессора А. Н. Самойловича исследовал рукописные книги (кятибы) и религиозные тексты, распространённые среди польско-литовско-белорусских татар. После начала Первой мировой войны 1914–1918 (летом 1914) был вынужден прервать обучение, поскольку вплоть до 1917 г. находился на фронте.
В 1918–1919 гг. вместе с другими польскими и литовскими татарами участвовал в национально-освободительном движении крымских татар. Осенью 1919 г. переехал в Берлин для продолжения высшего образования. В 1919–1921 гг. учился на подготовительных курсах, одновременно в качестве вольнослушателя изучал языки в семинаре восточных языков Берлинского университета. 23 апреля 1921 г. был зачислен в качестве студента на философский факультет Берлинского университета, где оставался до зимнего семестра 1923/1924 гг. Летний семестр 1924 г. провёл в Британском музее, изучая рукописи Рабгузи в рамках своего диссертационного исследования. Помимо учёбы в университете, был членом «Восточного клуба», созданного по инициативе турецкого посольства, Исламского общества Берлина (Islamische Gemeinde Berlin), посещал религиозные мероприятия в берлинской мечети Вильмерсдорф.
Летом 1925 г. представил на утверждение университетской комиссии докторскую диссертацию на тему «Синтаксис произведений Рабгузи» (Берлин, 1926). В отзывах ведущих немецких востоковедов [профессора В. Банг-Кампа (Willey Bang-Kamp) и О. Митвоха] исследование было удостоено высшей оценки «очень похвально» («valde laudabile»). Диссертант смог осуществить систематическое изложение синтаксиса сочинений Рабгузи, продемонстрировав обоснованность и разумность суждений и выводов. Блестящее филологическое исследование, по мнению рецензентов, могло служить основой для последующих аналогичных работ, имело большое значение для понимания как фрагментов турфанских текстов, так и более поздних диалектов. Благодаря наблюдениям и выводам Шинкевича, в частности, удалось исправить большое количество отрывков в сложном произведении Махмуда аль-Кашгари «Диван-и лугат ат-турки». В январе 1926 г. Шинкевич ходатайствовал о публикации диссертации в полном виде (180 страниц), поскольку сокращённый вариант текста мог, по его мнению, негативно сказаться на будущей научной репутации. Однако финансовая помощь не была оказана, а потому полный текст диссертации так и не был издан. Публичная защита диссертации состоялась 25 февраля 1927 г.
В конце 1925 г. на Всепольском съезде делегатов мусульманских общин (Вильно, 28–29 декабря 1925) был избран муфтием мусульман Польской Республики. С осени 1926 г. и вплоть до лета 1944 г. Шинкевич проживал в Вильно (ныне Вильнюс), где занимался религиозно-административной, научной и политической деятельностью. В 1926–1939 и 1941–1944 гг. состоял польским муфтием. В качестве главы религиозной организации наблюдал и координировал религиозную жизнь польско-литовских мусульман и мусульманских приходов. Под его руководством были урегулированы юридические отношения мусульманской общины с Польским государством. В частности, 21 апреля 1936 г. был принят закон «Об отношении государства с Мусульманским религиозным союзом в Польской республике». В 1-й половине 1930-х гг. занимался переводом Корана на польский язык. В 1935 г. перевод был опубликован в виде отдельной книги (Wersety z Koranu).
Был одним из инициаторов строительства в Варшаве здания соборной мечети. На протяжении 1930-х гг. муфтий предпринял целую серию поездок на Ближний и Средний Восток: совершил хадж (1930), затем длительное путешествие в Египет, Хиджаз, Сирию и Палестину (март – июль 1930). С религиозными и дипломатическими целями (сбор средств на строительство варшавской мечети, участие во Всемирном исламском конгрессе и др.) посещал Египет, Турцию (1932), Югославию (1930, 1935), Индию (1936). Во время своих поездок муфтий вёл дневники, на основе которых позднее делал обширные репортажи и обзоры в прессе, а также выступал с отчётами на заседаниях культурно-просветительских отделов Союза татар Польши. В 1930-х гг. состоял членом Польского общества ориенталистов, выступил с планами преподавания восточных языков в Виленском университете имени Стефана Батория.
В 1935 г. возглавлял мусульманскую делегацию из Польши на общеевропейском мусульманском конгрессе в Женеве. В ходе работы конгресса, помимо избрания в президиум съезда, муфтий выступал с двумя докладами, в которых освещал религиозную историю татар в Польше («Толерантность в исламе» и «Состояние религии польских мусульман»). Современники, помимо необычайной полилингвистичности (Шинкевич владел русским, белорусским, польским, немецким, арабским, турецким и персидским языками), отмечали такие качества муфтия, как хорошее гуманитарное образование и широкие религиозные компетенции.
В 1939 г., накануне присоединения Виленского края к СССР, Шинкевич вместе со своим заместителем уничтожил большую часть документов и бумаг, хранившихся в архиве муфтиата, а также своевременно покинул город, что помогло ему избежать ареста. В годы Второй мировой войны Шинкевич вернулся в оккупированный немцами Вильнюс, где руководил возрождённым муфтиатом и вступил в коллаборацию с германскими властями. В июле 1942 г. был назначен муфтием «Остланда» (куда вошли все оккупированные немцами территории прибалтийских республик и Белоруссии). Деятельность Шинкевича в период немецкой оккупации Литвы и Белоруссии имела неоднозначный характер. С одной стороны, он способствовал созданию «Союза татарской молодежи» (Бирлик), возможно, поддерживал идею создания мусульманских военных формирований в составе германской армии. С другой стороны, представленная муфтиатом информация о тюркском происхождении караимов позволила спасти их от полного уничтожения в период расовых чисток.
Летом 1944 г. Шинкевич получил разрешение покинуть Литву вместе с отступавшими немецкими войсками. С группой татар покинул Вильнюс, к которому приближались советские войска, и оказался в Вене. После окончания войны переехал в Египет, а затем в США (1952). В середине 1950-х гг., по некоторым сведениям, состоял имамом бруклинской мечети Нью-Йорка. Последние годы проживал в г. Уотербери, штат Коннектикут. Был женат на Лидии Тальковской (10.7.1910–15.2.1982) и имел сына Джемиля (18.10.1928 – дата смерти неизвестна).