Шимбирёв Павел Николаевич
Шимбирёв Па́вел Никола́евич [29.6(11.7).1883, деревня Пушкино Бронницкого уезда Московской губернии, ныне Московская область – 22.12.1960, Москва], российский и советский педагог, организатор профессионального педагогического образования, автор первых советских учебников по педагогике для педагогических техникумов и училищ, член-корреспондент (1955) Академии педагогических наук РСФСР (ныне Российская академия образования).
Родился в рабочей семье. Рано лишился отца. Работал в Москве подмастерьем в кустарной мастерской (1896–1900), почтальоном в Мытищинской почтово-телеграфной конторе (1900–1901).
Окончил учительскую семинарию в селе Поливаново Подольского уезда Московской губернии (1904). Учёба в этом учебном заведении определила его дальнейший жизненный путь. Поливановская семинария (1874) была известна как учреждение, предоставлявшее высокий уровень образования и выпускавшее хорошо подготовленных классных наставников и учителей начальных классов. В ней имелись оборудованный читальный зал, библиотека, столярная и переплётная мастерские, подсобное хозяйство. Директор семинарии в 1903–1912 гг. В. К. Беллюстин (1865–1925) был известным в России методистом в области математики, автором учебников и популярной книги «Как постепенно дошли люди до настоящей арифметики» (1907), которые в своей работе использовали учителя всей России.
После окончания семинарии Шимбирёв работал учителем земской школы в Бронницком уезде (1904–1911). Ещё в семинарии он начал участвовать в революционном движении. Дважды подвергался арестам: в 1902 г. за хранение нелегальной литературы, в 1906 г. за подозрение в принадлежности к Российской социал-демократической партии (большевиков) [РСДРП(б)]. Состоял в Бронницкой организации РСДРП(б) (1906–1908), участвовал в её деятельности в качестве пропагандиста-агитатора. Находился под гласным надзором полиции. 1-ю мировую войну провёл на фронте (с августа 1914 по февраль 1918), служил в должности писаря 46-го обозного батальона, имел звание «чиновник военного времени». Некоторое время до и после войны работал страховым агентом.
С февраля 1921 г. вернулся к педагогической деятельности: инструктор Московского губернского союза работников просвещения, затем заведующий отделом социального воспитания Московского городского отдела образования; директор Московского областного педагогического техникума имени Профинтерна (1923–1928), заведующий отделом профессионального образования в Московском городском отделе народного образования (1928–1930), заместитель заведующего Нижневолжским краевым отделом народного образования в Саратове (1930–1931), заместитель директора Научно-исследовательского института (НИИ) планирования и организации народного образования Народного комиссариата просвещения РСФСР (1931–1933), одновременно учился в аспирантуре этого НИИ (при этом не имел высшего образования). В 1934 г. Шимбирёву присвоено учёное звание профессора. В 1934–1936 гг. профессор и заведующий кафедрой педагогики Московского областного педагогического института (ныне Государственный университет просвещения). Одновременно совмещал работу в нескольких вузах: Центральном институте заочного педагогического образования, Коммунистическом университете преподавателей общественных наук, Московском областном индустриально-педагогическом институте, Московском институте философии, литературы и истории имени Н. Г. Чернышевского. В 1936–1938 гг. директор и заведующий кафедрой Кировского государственного педагогического института имени В. И. Ленина (ныне Вятский государственный университет). В 1941–1943 гг. директор Барнаульского государственного педагогического института (ныне Алтайский государственный педагогический университет). В 1946–1949 гг. начальник отдела педагогических вузов Министерства высшего образования СССР, член комиссии Министерства просвещения РСФСР по проверке работы вузов.
В 1938 г. присвоена учёная степень доктора педагогических наук (без защиты диссертации). В 1955 г. избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.
Особенность стиля научной работы Шимбирёва – глубокая связь со школьной практикой, стремление к изучению и обобщению педагогического опыта. Он занимался составлением программ для педагогических институтов, разрабатывал проблемы дидактики, истории и теории педагогического образования, методики нравственного воспитания, а также истории педагогики.
Автор первых в СССР учебников по педагогике для педагогических техникумов (1934) и педагогических училищ (1940). В отличие от принятой в то время структуры курса, в его учебниках освещение основ коммунистического воспитания предшествовало изложению основ дидактики, тем самым выдвигалась идея приоритета процесса воспитания по отношению к процессу обучения. В разделе, посвящённом вопросам воспитания, подробно раскрывались цель, содержание и основные принципы воспитательного процесса, его особенности на различных возрастных этапах, методы воспитания и их специфика. В учебнике рассматривались также вопросы школоведения (проблемы управления народным образованием и руководства школой, функции и задачи директора школы и его заместителя, педагогические требования к школьным зданиям, мебели, учебному оборудованию). В разделе дидактики давалось представление об уроке как основной форме учебной работы, его структуре, о методах и приёмах обучения в начальной школе, при этом подробно излагались традиционные методы, такие как систематическое изложение учебного материала, беседа, лабораторные занятия, работа учащихся с книгой, письменные и графические работы учащихся, экскурсия, проверка знаний и оценка успеваемости школьников. Актуальность учебнику Шимбирёва придавало то обстоятельство, что в 1931 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», в котором резкой критике подверглись новые методы обучения (метод проектов и др.), приведшие к существенному снижению качества знаний у учащихся.
Шимбирёв входил в состав редколлегии журнала «Советская педагогика». Принимал активное участие в педагогических дискуссиях 1940–1950-х гг.
В соавторстве с И. Т. Огородниковым выпустил учебники по педагогике для учительских институтов (1946) и педагогических институтов (1954). Учебное пособие «Вопросы обучения и воспитания» (1972) вышло через 12 лет после его смерти.
Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовое отличие» и К. Д. Ушинского. Среди аспирантов Шимбирёва известный российский и советский педагог З. И. Равкин.
Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.