Шенгелая Георгий Николаевич
Шенгела́я Гео́ргий Никола́евич (გიორგი ნიკოლოზის ძე შენგელაია) (11.5.1937, Москва – 17.2.2020, Тбилиси), грузинский режиссёр, актёр, сценарист, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1979), народный артист Грузинской ССР (1985).
Отец – Н. М. Шенгелая, мать – Н. Вачнадзе.
В 1961 г. окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко и М. Э. Чиаурели).
В кино с 1956 г. (Дато Гелашвили в фильме «Наш двор»). Снимался в ролях молодых романтических героев: Георгий («Отарова вдова», 1957), Гела («Повесть об одной девушке», 1960), Гогия («Иные нынче времена», 1965).
Как режиссёр дебютировал короткометражной новеллой «Алавердоба» (в киноальманахе «Два рассказа», 1962, сценарий совместно с Р. К. Инанишвили), ставшей одним из лучших грузинских фильмов 20 в., повествующим о грузинской ментальности, национальных обрядах и ритуалах.
В жанре исторической драмы поставил короткометражную новеллу «Награда» (в киноальманахе «Страницы прошлого», 1965, сценарий совместно с Э. Н. Шенгелая, М. А. Кокочашвили, М. С. Джавахишвили) и народную легенду «Он убивать не хотел…» (1966, сценарий совместно с Г. Л. Асатиани по роману А. Н. Пурцеладзе «Маци Хвития», приз Международного кинофестиваля средиземноморских стран в Танжере, 1968).
Режиссёр-экспериментатор, Шенгелая не ограничивался рамками одного стиля. С ленты «Пиросмани» [1969, сценарий совместно с Э. С. Ахвледиани; Гран-при Международного кинофестиваля в Чикаго, приз Международного кинофестиваля в Азоло (Италия), оба – 1974], снятой в уникальной для биографического фильма стилистике лирико-иронической фантазии, режиссёр начал эксперименты с жанрами. Большой зрительский успех принёс мюзикл «Мелодии Верийского квартала» (1973, сценарий совместно с А. С. Салуквадзе; 1-я премия Всесоюзного кинофестиваля в Баку, диплом Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, обе награды – 1974). Фильм стал событием и открыл дорогу новому направлению в советском искусстве – лукаво-ироническим музыкальным притчам.
Религиозные мотивы появляются в исторической ленте о революционном движении в Грузии начала 20 в. «Путешествие молодого композитора» (1984, сценарий совместно с Ахвледиани по роману О. Р. Чхеидзе «Ветер, которому нет имени»; 1-й приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске, 1985; приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, 1986). Фильм наводит на размышления о неизбежных последствиях реконструкции власти.
Возвращением к теме народных героев стал фильм о восстании грузинских крестьян «Хареба и Гоги» (1987, сценарий совместно с Б. Баларджишвили; приз Международного кинофестиваля в Ташкенте, 1988), открытием жанра – первый короткометражный грузинский фильм с элементами эротики – комедия «Любовь в винограднике» (2000). Обстановке в Грузии в 1990-х гг. посвящена лента «Смерть Орфея» (1996, сценарий совместно с К. И. Джандиери).
Среди других фильмов: «Приди в долину винограда» (1976, сценарий совместно с Р. К. Инанишвили; Государственная премия Грузинской ССР имени Шота Руставели, 1980), «Девушка со швейной машинкой» (сценарий Л. Берошвили, М. О. Чиаурели, 1980), «И шёл поезд» (2005, сценарий совместно с Б. Каландадзе).
В 1992 гг. член Государственного совета Грузии, в 2001 г. создал политическую партию «Грузинская партия лозы – вместе с Россией».
Награждён орденами «Знак Почёта» (1976), Чести (1997).