Савинова Екатерина Фёдоровна
Са́винова Екатери́на Фёдоровна (26.12.1926, село Ельцовка Сибирского края, ныне Алтайского края – 25.4.1970, Новосибирск), российская актриса, заслуженная артистка РСФСР (1965).
Родилась в бедной крестьянской семье. В школьные годы участвовала в самодеятельности, занималась в драматическом и хоровом кружках, получала премии на конкурсах детской самодеятельности (1939, 1940, 1944).
В 1944 г. поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии, но была отчислена с 1-го курса. В 1945 г. поступила вновь (мастерская Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой), окончила институт в 1950 г. В 1961 г. окончила вокальное отделение Музыкально-педагогического института имени Гнесиных (мастерская А. Д. Кильчевской).
В 1948 г. дебютировала в кино эпизодической ролью Кати Сорокиной («Страницы жизни», в титрах не указана).
Но подлинным дебютом, после которого её заметили и оценили зрители, стала лента «Кубанские казаки» (1949), где в острохарактерной манере актриса сумела сделать небольшую, незначительную роль Любочки яркой и запоминающейся. На съёмках этого фильма произошёл конфликт с режиссёром И. А. Пырьевым, повлёкший запрет сниматься на киностудии «Мосфильм». Но запрет был нарушен («Степные зори», 1953; «Баллада о солдате», 1959).
В 1950-е гг. в основном снималась в эпизодических ролях за исключением выразительной роли официантки Клавы Шубиной – пособницы шпионов («Тень у пирса», 1955), главной роли – Кати Воропай, дирижёра колхозного хора («В один прекрасный день», 1955) и нескольких работ второго плана: Дуняша Журбина («Большая семья», 1954; приз Каннского кинофестиваля, 1955), Тамара («Косолапый друг», 1959), Ольга («Колыбельная», 1959).
В 1963 г. муж Савиновой, режиссёр Е. И. Ташков, специально для неё снял фильм «Приходите завтра…» (1963), снискавший огромный успех у зрителей. Лента отчасти автобиографична – в её основе лежит история приезда актрисы из глухой деревни, обивание порогов института, куда она опоздала к началу экзаменов из-за незнания правил поступления. В роли простой и вроде бы наивной, а на самом деле сметливой и практичной деревенской девушки, сыгранной в излюбленной острохарактерной манере, актриса проявила незаурядный певческий талант (уникальный по широте диапазона голос). После выхода ленты Савинова стала звездой. Последовали многочисленные приглашения в кино, но при этом начало прогрессировать психическое заболевание, впервые проявившееся на съёмках фильма «Кубанские казаки» и приведшее к конфликту с Пырьевым. В последние годы полноценной удачей актрисы станет лишь гротесковая роль прислуги Матрёны в ленте «Женитьба Бальзаминова» (1964) – образа, воплощающего русское хтоническое начало, сыгранного с эксцентрическим блеском.
Дальнейшие роли актрисы незначительны: кладовщица Верочка («Ко мне, Мухтар!», 1964), продавец книг («Дорога к морю», 1965), продавец апельсинов («Зигзаг удачи», 1968), Оля («Жажда над ручьём», 1968). Последняя роль – соседка Аннушка («Расплата», 1970).
В 1970 г. покончила жизнь самоубийством, бросившись под поезд.
Сын – А. Е. Ташков.