Salesforce
Salesforce, транснациональная компания, специализирующаяся на проектировании и разработке облачного корпоративного программного обеспечения по модели SaaS (Software as a service). Salesforce также оказывает услуги клиентской поддержки в сфере CRM-систем, образовательные и консультационные услуги, ей принадлежит бесплатная платформа онлайн-обучения Trailhead. Более 150 тыс. компаний по всему миру развивают свой бизнес с помощью программ Salesforce. Среди её клиентов такие крупные корпорации, как Unilever, IBM, Mercedes-Benz и др. Штаб-квартира расположена в Сан-Франциско (штат Калифорния, США).
Компания Salesforce.com основана М. Р. Бениоффом (род. 1964), П. Харрисом, Д. Мелленхоффом и Ф. Домингесом в феврале 1999 г. Учредители стремились создать глобальную интернет-компанию, специализирующуюся на разработке программного обеспечения для автоматизации процессов в отделах продаж предприятий и стратегий взаимодействия с клиентами. По итогам второго года работы выручка компании достигла 5,4 млн долл. США. В 2001 г. Salesforce.com вышла на мировой рынок, офисы компании были открыты в Дублине (Ирландия) и Токио (Япония). К концу 2001 г. количество клиентов компании превысило 3 тыс. человек, что сделало её самой быстрорастущей компанией по разработке CRM-систем в мире.
В последующие годы экономическая экспансия компании шла нарастающими темпами. К 2003 г. офисы Salesforce.com были открыты ещё в Австралии, Франции, Германии, Испании и Великобритании. Технологии Salesforce.com использовали около 8 тыс. разработчиков и 150 независимых поставщиков программного обеспечения. 23 июня 2004 г. компания провела IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже, собрав 110 млн долл. США по цене 11 долл. США за акцию. В 2005 г. Salesforce.com разработала мобильное приложение AppExchange – онлайн-магазин, содержащий тысячи облачных приложений, созданных клиентами, разработчиками и партнёрами компании Salesforce. Спустя 3 года Salesforce.com стала 1-й компанией, специализирующейся на облачных вычислениях, выручка которой превысила 1 млрд долл. США. В 2010–2011 гг. компания расширила свою деятельность за счёт предоставления программного обеспечения по модели PaaS и разработки приложений для мониторинга и управления социальными медиа. В 2015 г. выручка Salesforce.com достигла 6 млрд долл. США, а сама компания вошла в рейтинг Fortune 500. В 2018 г. компания представила платформу Customer 360, которая собирает данные о клиентах компании из множества ресурсов (социальных сетей, чатов, систем кол-центра, приложений электронной торговли и др.). В том же году компания Salesforce.com начала заниматься разработкой инструментов для визуализации данных. В декабре 2020 г. Salesforce.com завершила сделку по приобретению сервиса (мессенджера) для корпоративной коммуникации Slack за 27,7 млрд долл. США. Компания планирует интегрировать корпоративный мессенджер в свою CRM-платформу Customer 360. 31 августа 2020 г. акции компании были включены в промышленный индекс Доу Джонса. 4 апреля 2022 г. Salesforce.com сменила официальное название на Salesforce.
По состоянию на март 2022 г. в свободном обращении находится 962,08 млн акций компании, всего в обращении около 995 млн акций, 79,77 % акций принадлежит институциональным инвесторам. Крупнейшие из них: Vanguard Group (7,8 %) и BlackRock (6,89 %).
В 2021 г. компания заняла 46-е место в рейтинге Forbes Global 2000 по рыночной капитализации – 213,6 млрд долл. США. В 2022 г. Salesforce опустилась на 63-ю строчку данного рейтинга по аналогичному показателю – 169,7 млрд долл. США.
В 2022 финансовом году (по состоянию на 31 января 2022) выручка компании составила 26,5 млрд долл. США (рост на 25 % по сравнению с 2021 финансовым годом), чистая прибыль – 1,4 млрд долл. США, совокупные активы – 905,2 млрд долл. США. Географическое распределение выручки: страны Америки – 67,88 % (рост 22 % по сравнению с 2021), Европы – 22,71 % (рост на 34 %), Азиатско-Тихоокеанского региона – 9,41 % (рост на 24 %).
В рамках санкций, введённых странами Запада, в связи с проведением Россией специальной военной операции на Украине в марте 2022 г. Salesforce.com заявила о том, что прекращает сотрудничество с реселлерами (торговыми представителями) в России.