«Садко». Краткое содержание оперы
«Садко». Краткое содержание оперы. «Садко», опера-былина Н. А. Римского-Корсакова в 7 картинах. Либретто автора и В. И. Бельского при участии В. В. Стасова по русским былинам о Садко.
Действующие лица
Садко, гусляр и певец | тенор |
Любава Буслаевна, его жена | меццо-сопрано |
Фома Назарьич, старшина, настоятель новгородский | тенор |
Лука Зиновьич, воевода, настоятель новгородский | бас |
Нежата, молодой гусляр | меццо-сопрано |
Дуда, скоморошина | бас |
Сопель, скоморошина | тенор |
1-й скоморошина | 1-е меццо-сопрано |
2-й скоморошина | 2-е меццо-сопрано |
1-й волх | 1-й тенор |
2-й волх | 2-й тенор |
Варяжский заморский торговый гость | бас |
Индийский заморский торговый гость | тенор |
Веденецкий заморский торговый гость | баритон |
Окиан-море, Царь морской | бас |
Волхова, его младшая дочь | сопрано |
Старчище могуч-богатырь | баритон |
Хор: Новгородский люд, торговые гости, корабельщики, дружина Садка, скоморохи, калики перехожие, водяные красные девицы, белые лебеди, чуда морские.
Балет: Царица Водяница премудрая, жена Царя морского; 12 старших дочерей его; ручейки; сереброчешуйные и золотопёрые рыбки; другие чуда морские.
Действие происходит в Великом Новгороде и на Море-Окиане в полусказочное-полуисторическое время. Между 4-й и 5-й картинами проходит 12 лет.
Все имена и названия даны по традиции, восходящей к Римскому-Корсакову.
Первая картина
Богат и славен Великий Новгород – и товарами, и золотой казной, но более всего – людьми торговыми да вольной волюшкой. Широко пируют новгородские торговые гости: льются через край вина заморские, мёд и брага, наедаются гости досыта яствами сахарными. Молодой гусляр Нежата по просьбе настоятелей новгородских сказывает былину о Волхе Всеславиче, а гости меряются нажитым добром и силушкой.
Входит Садко, в руках его гусельки яровчаты. В ответ на просьбу спеть о славе новгородской и её именитых купцах Садко ведёт иную речь. Кабы была у Садка золота казна и храбрая дружина, не стал бы он сиднем сидеть в Новегороде и хвастаться богатством, не стал бы пировать и бражничать, а купил бы все товары новгородские, снарядил корабли и отправился в моря далёкие. А на вырученное понастроил бы церквей божиих, покрыл их маковки чистым золотом, а оклады икон украсил бы дорогими камнями самоцветными. И разнеслась тогда бы слава Новгорода на весь мир.
Не всем гостям торговым понравились речи Садка, возмутились его дерзостью настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич, прогнали они гусляра с пира. По знаку настоятелей скоморохи Дуда и Сопель запевают песню, в которой насмехаются и оскорбляют Садка. Глумясь над ним, скоморохи советуют идти к Ильмень-озеру и петь песни рыбам.
Вторая картина
В печали приходит Садко ночью на берег Ильмень-озера, запевает он песню широкую про думу заветную. Услыхали её белые лебеди, обернулись красными девицами, среди них – Волхова, царевна морская. Понравилась ей песня Садка, но просит Волхова сыграть и спеть им песню весёлую, хороводную. Поёт Садко, а дух его занимается, ум помрачается – так прекрасна Волхова и сладки её речи любовные. Суженым, желанным назвала его Волхова, полюбил и Садко её без памяти. Есть у Садка жена, но готов он кинуть всё и повенчаться с Волховой на веки вечные. Приближается утро, Волхова должна оставить Садка и на прощанье дарит ему три рыбки – золотые перья. Принесут они богатство и славу Садку, а после снова свидится он с Волховой. Из глубин озера поднимается Царь морской и призывает своих дочерей с подругами. Они снова оборачиваются белыми лебедями и серыми утицами и уплывают вдаль.
Третья картина
В тереме Садка ранним утром печалится в одиночестве молодая жена его, Любава Буслаевна. Чувствует она сердцем, что больше не любит её Садко, все его думы о чужих краях да синих морях. Бросается она навстречу вернувшемуся мужу, но словно не слышит он Любаву, всё вспоминая случившееся. Тщетно пытается Любава остановить Садка, уходит он биться об заклад на чудо, подаренное Волховой.
Четвёртая картина
Толпится народ новгородский на торге у пристани на берегу Ильмень-озера, рассматривает товары заморские, что привезли бусы-корабли. Проходят калики перехожие, поют духовный стих о Голубиной книге; их перебивают своей песней удалые скоморошины. Настоятели ищут совета у волхов, как посрамить им Садка. Дуда и Сопель вновь насмехаются над гусляром, смеётся и народ, один Нежата славит Новгород.
Но не смутился Садко: смело бьётся он об заклад, ставя свою голову против лавок с товаром гостей торговых во главе с настоятелями. Отплывает Садко на ладье и забрасывает сеть. Слышится голос Волховы, и в сети оказываются обещанные ею три золотые рыбки. На берегу вся рыба превращается в золотые слитки. Все стоят в оцепенении, а затем кланяются Садку. Нет теперь богаче Садка купца в Новегороде, а сами настоятели жалуются, что стали голью последнею. Народ и скоморохи насмехаются над настоятелями.
Садко собирает дружину и снаряжает корабли. Но щедр душой молодой гусляр, не стал забирать он проигранные в споре торговые лавки. Взамен просит лишь поберечь его жену, Любаву Буслаевну. Славит Садка народ, а иноземные гости – Варяжский, Индийский и Веденецкий – поют песни о родных краях. Уходит на корабль Садко, запевает там песню с дружиною и отплывает в дальний путь. А на берегу плачет Любава Буслаевна: не смогла удержать она мужа своего.
Пятая картина
12 лет плавает Садко, много скопил он богатств. 30 кораблей у него, но вдруг застыл посреди моря 31-й, Сокол-корабль. Тщетно бросает с него Садко дань Морскому царю – бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом, не двигается корабль. Вынуждена дружина кинуть жребий, кому идти на дно морское. Выпал жребий Садку. Прощается он с дружиною, берёт свои гусли звончаты, спускает на воду доску дубовую. Ударяет он по струнам, слышит голос Волховы и погружается в бездну морскую.
Шестая картина
В своём подводном тереме Царь морской велит Садку спеть-сыграть песню. Славит Садко Царя, Царицу Водяницу и прекрасную их дочь, царевну Волхову. Доволен Царь морской, разрешает он Садку жениться на дочери. Собирается царство подводное на почестен пир, свадьбу весёлую. Обводят Садка и Волхову трижды вкруг кусточка ракитового. Начинаются пляски. Заиграл Садко на гуслях, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. Заплясало всё царство подводное, даже Окиан-море с Царицей Водяницей в пляс пошли. Славят все Морского царя. Всколыхнулось сине море, тонут бусы-корабли, гибнет православный люд. Внезапно появляется видение Старчища могуч-богатыря: выбивает он палицей гусли Садка и останавливает неистовую пляску. Велит он отпустить Волхову – быть ей теперь рекою до века. Садко же должен вернуться в Новгород и послужить родному городу. Волхова прощается с отцом и матерью и вместе с Садком поднимается наверх.
Седьмая картина
На рассвете Волхова прощается с Садком на берегу Ильмень-озера. Спит гусляр, а Волхова поёт своему любимому колыбельную. Занимается заря, и исчезает Волхова, рассеиваясь утренним туманом. На берегу появляется Любава, оплакивая свою вдовью долю. С радостью бросается она к Садку, ласковыми словами отвечает он жене. Восходящее солнце освещает чудо – Волхову-реку глубокую. И вот уже бегут по реке в Ильмень-озеро корабли Садка, а впереди – Сокол-корабль. Сходит с него дружина Садка. Вбегают толпы людей новгородских, тоже поражаясь свершившемуся чуду. Все приветствуют и славят Садка, но сам гусляр выше себя ставит Новгород. Под гусельный и колокольный звоны собравшиеся славят родной город, Волхову и Морского царя, Старца могучего и всю русскую землю.