Рубин Гейл
Ру́бин Гейл (Gayle Rubin) (род. 1.1.1949, штат Южная Каролина), одна из основателей современной постструктуралистской теории сексуальности, квир-теории. Профессор культурной антропологии и женских исследований в Университете Мичигана, Анн-Арбор (штат Мичиган). Обучалась в Университете Мичигана на разных факультетах; в 1994 г. защитила докторскую диссертацию. С 2003 г. работает на факультете антропологии Университета Мичигана. В 2012 г. Американская антропологическая ассоциация наградила Рубин премией имени Р. Бенедикт.
Рубин начала карьеру в качестве активистки феминистского движения и написала классические для антропологии, феминистской и квир-теории статьи задолго до академической работы. В 1975 г. опубликовано её эссе «Обмен женщинами. Заметки о “политической экономии” пола» («The Traffic in Women: Notes on the “Political Economy” of Sex»), а в 1984 г. – «Размышлять о сексе: к радикальной теории политики сексуальности» («Thinking Sex: Notes for a Radical Theory of the Politics of Sexuality»). Обе статьи получили широкую огласку в научной среде, породили оригинальные дискуссии, выдержали множество переизданий и новых интерпретаций. Эссе «О катамитах и королях» («Of Catamites and Kings», 1992), в котором описаны исследования женских форм мужественности, укрепило научные позиции Рубин. В этих работах она придала форму новому направлению исследований, которое возникло в 1980-х гг. и выделилось из более ранних женских и ЛГБТ-исследований. К началу 1990-х гг. эти статьи, наряду с работами Дж. Батлер, И. Кософски Седжвик, Т. де Лоретис и др., способствовали формированию квир-теории.
В эссе «Обмен женщинами…» Рубин показала, как на ранних этапах развития обществ формируется культурное различие между мужчинами и женщинами. Исследовательница интерпретирует категорию «женщина» через понятие «дара» М. Мосса, чтобы, опираясь на идеи К. Леви-Стросса о структуре родства, показать, как закрепляется второстепенный статус женщин в системе родства, основанного на мужской генеалогии. Опираясь на работы К. Маркса и Ф. Энгельса, она продемонстрировала, как в современной капиталистической системе хозяйствования трансформируются культурные установки ранних обществ. При этом женщинам отводится центральная функция в формировании прибавочной стоимости именно благодаря непризнанию их вклада в процесс производства. Согласно Рубин, чтобы оплачиваемый труд позволял производить товар, обладающий прибавочной стоимостью, необходимо, чтобы осуществлялся неоплачиваемый труд по дому, который приписывается женщинам со времён ранних обществ.
«Размышлять о сексе...» – работа, положившая начало расколу в феминизме и феминистской теории. Одна группа феминисток рассматривала все формы сексуальности как эксплуатацию женщин, другая – как значимый для женщин опыт. Рубин относилась ко второй группе. В своём эссе она постулирует ценность секса и сексуальности для женщин, критикуя устоявшееся в феминизме того времени теоретизирование секса как исключительно отношений власти и насилия. Рубин предложила осмыслить сексуальность контекстуально и не давать однозначных априорных оценок разным типам таких практик. В результате развернувшейся дискуссии, названной Рубин «сексуальные войны», американский феминизм открыл «третью волну», а тема сексуальности стала занимать в феминистской мысли всё более серьёзное место, что позволило сформироваться новым научным направлениям, в том числе квир-теории. К статье обращались на специально организованных симпозиумах, например на симпозиуме «Снова размышляем о сексе» («Rethinking Sex»), прошедшем в Университете Пенсильвании в 2009 г., в специальных выпусках научных журналов (Rethinking sex. 2011) и сборниках научных статей (Rubin. 2012).
За свою карьеру Рубин опубликовала ряд провокационных этнографических и теоретических работ о феминизме, ЛГБТ, БДСМ, порнографии, секс-работе. Основной фокус её эмпирических исследований концентрируется на городских сексуальных субкультурах (Rubin. 2012). Методологические разработки Рубин легли в основу квир-теории – критического постструктуралистского направления, изучающего вопросы сексуальности. Рубин занимает активную политическую позицию по вопросам сексуального гражданства, ассоциируемым с прогрессивным феминизмом, является активным критиком антипорнографического движения.