Россия. Средства массовой информации. Печатные СМИ
Печа́тные СМИ в Росси́и, совокупность изданий (газета, журнал, альманах, бюллетень), имеющих постоянное наименование (название), текущий номер и выходящих в свет не реже одного раза в год.
В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 7.0.60.2020) печатное периодическое издание представляет собой копию издательского оригинал-макета, тиражируемого способом печатания или тиснения, и выходит через определённые промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков). Выпуски периодического издания не повторяются по содержанию, являются однотипно оформленными, нумерованными и/или датированными, имеют одинаковое заглавие.
Печатные СМИ классифицируются: по периодичности выхода (ежедневные, еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные); тематике (общеполитические / общественно-политические, специализированные); географии / месту выпуска (международные, общероссийские, республиканские, краевые, областные, городские, районные); характеру обращения (платные, бесплатные); материальной конструкции издания (книжные, журнальные) и другим отличительным признакам.
Количественным показателем печатной продукции, исчисляемым в экземплярах, является тираж (исчисляется как тираж одного выпуска, так и годовой тираж печатного издания). Как газета, так и журнал могут иметь приложение (как периодическое, так и непериодическое), распространяемое вместе с основным изданием.
В современных условиях актуализируются технологические признаки печатных СМИ, характеризующие возможности использования изданием печатных и цифровых форматов (наличие интернет-сайта, мобильной версии, аккаунтов в социальных сетях и мессенджерах, использование мультимедийного контента, интерактивных инструментов взаимодействия с аудиторией). Печатное издание в электронной форме представляет собой электронную копию оригинал-макета, с которого осуществлялось или планировалось печатание издания, включая его текст, иллюстрации и все элементы оформления. Развивается тип мультиформатного издания, которое состоит из печатного и электронного компонентов, взаимно дополняющих друг друга. Мультимедийное электронное издание представляет собой совокупность разных электронно-цифровых форматов на материальном носителе и/или в электронно-цифровой среде.
Деятельность отечественных печатных СМИ регламентируют основные нормативно-правовые акты в области массовой коммуникации: Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Участники рынка печатных СМИ объединены в профессиональные организации: Союз журналистов России (ведёт историю с 1918), Союз предприятий печатной индустрии (образован в 2018), Альянс руководителей региональных СМИ России (создан в 1992) и др.
Ведущие издательские дома: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ», «ИМ Медиа», Hearst Shkulev Media, мультимедийный информационный центр «Известия» и др.
Основными видами современных печатных СМИ являются газета и журнал. По данным Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на 3-й квартал 2023 г. в Российской Федерации имели официальные свидетельства о регистрации 12,4 тыс. газет и 20,2 тыс. журналов.
Типологические характеристики. Федеральная пресса. Газета
Газета – периодическое издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу (Стандарт 3.2.15.1). Газета, как правило, является листовым изданием в виде одного или нескольких листов установленного формата без скрепления. Под форматом понимаются принятые для определённого вида издания размеры (например, А2, А3, А4).
Важным признаком для классификации газет является характер информации, размещаемой в издании, прежде всего тематика. Так, наиболее распространённым типом является общеполитическая газета, систематически освещающая вопросы внутренней и внешней политики страны, международную жизнь («Российская газета», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и др.). Специализированные газеты освещают отдельные проблемы общественной жизни, науки, техники, культуры и других областей деятельности («Советский спорт», «Гудок», «Литературная газета» и др.). Если общественно-политические газеты ориентируются на широкую аудиторию читателей, то специализированные газеты адресованы определённым категориям читателей, например, различным возрастным, профессиональным, национальным, религиозным и пр. Газеты также различаются по месту выпуска – международные, общероссийские/федеральные, республиканские, краевые, областные, городские, районные.
Среди ежедневных федеральных газет наиболее значимое место занимают издания общественно-политической тематики, рассчитанные на широкую аудиторию общенационального масштаба и выполняющие информационно-аналитические и/или развлекательные функции:
«Известия». Одна из старейших общественно-политических ежедневных газет (выходит с 1917) на протяжении своего существования пользовалась авторитетом у читателей и была популярна благодаря публицистике высокого уровня и талантливым авторам, умевшим обсуждать острые проблемы. «"Известия" вытаскивали из тюрьмы невинно осуждённых, восстанавливали порушенные репутации, действовали вопреки прямым запретам цензуры» (Игнатьева Ю. «Мы чувствовали себя защитниками страны» // Известия. – Дата публикации: 13 марта 2022). По данным исследовательской компании «Медиалогия», в сентябре 2023 г. издание возглавило рейтинг цитируемости среди федеральных газет, которые освещают федеральные и региональные события.
«Комсомольская правда». Занимает заметное место в группе ежедневных изданий (выходит с 1925). Имеет репутацию наиболее технологически продвинутого мультиплатформенного издания в стране: с 1998 г. функционирует сайт газеты, с 2009 г. – радиостанция.
«Московский комсомолец». Находится в числе лидеров ежедневной российской прессы на протяжении десятилетий (выходит с 1919). Эта газета известна особым стилем, провокативными заголовками и эксклюзивными материалами, часто вызывающими большой резонанс.
«Российская газета» («РГ»). Федеральное общественно-политическое издание, имеющее статус официального публикатора законов (выходит с 1990). Государственные нормативно-правовые акты вступают в силу после публикации в «РГ». «РГ» входит в топ-10 самых цитируемых СМИ (2023).
Важной особенностью современных общественно-политических ежедневных изданий являются их социально значимые проекты, позволяющие заинтересовать и привлечь аудиторию. Газета «Комсомольская правда» в условиях пандемии COVID-19 создала новые форматы работы с аудиторией, организовав ряд крупномасштабных онлайн-марафонов, -концертов, -лекций: «Рок против коронавируса», «Добро против коронавируса», «Спасибо врачам». Издание «Московский комсомолец» известно своими спецпроектами, такими как онлайн-игры «ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ КУРЧАТОВЫМ!» (к 75-летию атомной промышленности России), «Проверь свою Конституцию» (к принятию поправок в Конституцию Российской Федерации), «Храм Победы», тематические редакционные проекты по экологии. Актуальными и востребованными являются спецпроекты «РГ»: «Деловой завтрак» (с 2001, встречи с известными людьми), проект по сотрудничеству с региональными СМИ (участвуют 540 СМИ из 64 регионов России, с которыми «РГ» обменивается контентом, проводит совместные спецпроекты, стажировки для журналистов).
В рейтинге российских ежедневных изданий по охвату аудитории лидирующие позиции занимают деловые газеты: «Ведомости», «Коммерсантъ» и «РБК». Газета «Коммерсантъ» [выходит (с перерывом) с 1909] – «первое частное деловое издание в России». Газета «Ведомости» (выходит с 1999) публикует эксклюзивные интервью, расследования и важные новости политики, экономики, бизнеса, финансов и культуры. В 2020 г. газета выпустила еженедельное спортивное СМИ, представленное в печатной и интернет-версиях. Газета «РБК» (выходит с 2006) анализирует новости бизнеса, тенденции российской и мировой экономики и другие события, происходящие в стране и мире.
Среди еженедельных федеральных периодических изданий самой популярной газетой массового спроса в России на протяжении долгого периода остаётся «Аргументы и факты» («АиФ», выходит с 1978), издание универсальной тематики, нацеленное на широкую аудиторию с усреднёнными интересами и информационными потребностями. Чтобы поддерживать статус общероссийского издания, «АиФ» идёт по пути создания газеты-гибрида: одна часть содержания едина для всех читателей по стране, другая посвящена тематике региона, в котором выходит. «АиФ» остаётся одним из авторитетных и успешных изданий России, лидером среди общественно-политических еженедельников, его тираж составляет более 1,5 млн экз. Имеет несколько приложений: интернет-газеты «АиФ. Здоровье», «АиФ. На даче» и интернет-журналы «АиФ ПРО Кухню», «АиФ ПРО Здоровье».
В качестве устойчивого тренда в развитии еженедельников и ежемесячников необходимо отметить активное развитие изданий, выполняющих развлекательные функции. Они недорогие, небольшого формата издания, удобные для чтения в общественном транспорте (анекдоты, рассказы о жизни знаменитостей, сверхъестественных событиях, кроссворды, рекламные объявления и т. д.).
Специализированные федеральные газеты представлены спортивной периодикой («Советский спорт», «Спорт-Экспресс»), изданиями для автомобилистов («Авторевю», «Клаксон»), любителей литературы и искусства («Литературная газета»), туристов, садоводов и др.
Среди газет, рассчитанных на узкие аудиторные группы, в том числе профессиональные, выделяются отраслевые и корпоративные издания (для работников различных отраслей промышленности, учителей, медиков и др.). Наиболее известные: газета «Гудок» (выходит с 1917, крупнейшее корпоративное железнодорожное издание в России); «Учительская газета» (выходит с 1924) – первое издание среди российских СМИ, которое создало свою интернет-версию в 1995 г.; «Медицинская газета» (выходит с 1893); официальная ежедневная газета Вооружённых Сил РФ «Красная звезда» (выходит с 1924).
Типологические характеристики. Федеральная пресса. Журнал
Журнал – периодическое издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или другие виды публикаций. Журналы / журнальные издания выходят в виде блока скреплённых листов установленного формата в обложке или переплёте.
Журналы различаются по содержанию, целевому назначению и другим характеристикам. Общественно-политические журналы выпускают материалы актуальной общественно-политической тематики, популярные – публикуют информацию по самым разным вопросам и предназначены для массовой аудитории, научно-популярные журналы публикуют статьи об основах наук, о теоретических и/или экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности, способствуют распространению знаний и самообразованию, научные – распространяют материалы, предназначенные для научных работников.
Важным основанием классификации журналов является оформление издания: степень иллюстрированности, качество бумаги и полиграфии, формат (т. к. имеет тесную связь с целевым назначением издания, характером выражения содержания) и т. п. Особой группой с точки зрения оформления являются т. н. глянцевые журналы, ориентированные на людей с высоким или средним доходом, которых волнует качество их жизни и которые отождествляют или хотели бы отождествлять себя с группами социально успешных людей. При этом сегмент глянцевых изданий достаточно разнообразен и по гендерной направленности, и по содержательным особенностям изданий.
Векторы развития российской журнальной периодики меняются в соответствии с общими для всей печатной отрасли трансформациями. Основной тренд связан с усиливающейся фрагментацией журнальной периодики, снижением интереса аудитории к журналам общественно-политической и научно-популярной тематики (в 2017 перестали выходить еженедельники «Деньги» и «Власть»; в 2020 после 13 лет работы из-за финансовых трудностей прекратил выход журнал «Русский репортёр»; к концу 2020 о закрытии объявил общественно-политический журнал «Огонёк» со 121-летней историей). Предпочтение оказывается специализированным изданиям. Лидирующее положение в своих тематических нишах занимают журналы с узнаваемым брендом и высококачественной эксклюзивной информацией; дающие советы и рекомендации, связанные с хобби или образом жизни – рукоделием, кулинарией, обустройством интерьера, садоводством, здоровым образом жизни (журнал «Ваш семейный доктор» и др.); красочные иллюстрированные издания, публикующие интервью с известными людьми и истории о них: Hello!, Marie Claire, «Караван историй» и др.
Следствием экономических трудностей стало снижение интереса аудитории к глянцевым журналам, которые на российском медиарынке были представлены преимущественно международными брендами. В этих условиях успешней развиваются узнаваемые бренды, делающие ставку на продвижение в цифровом пространстве (прекративший выход в России в 2020 журнал о мужском здоровье Men’s Health в 2021 вновь начал выходить в печатной версии, но при этом издатели подчеркнули, что основное присутствие бренда планируется в цифровом формате).
Региональная пресса. Значительное место в системе российской печатной периодики занимает региональная пресса, которая продолжает развиваться и выполнять важные общественные функции по информированию населения о местных проблемах. Еженедельная газета «Свободный курс» (издательский дом «Алтапресс», г. Барнаул, Алтайский край) в 2020 г. отметила свое 30-летие запуском новой мобильной версии интернет-портала. Выходящая в Центрально-Чернозёмном регионе России, но имеющая статус межрегиональной, газета общего интереса «МОЁ!» (издательский дом «Свободная пресса», г. Воронеж) активно осваивает интернет-пространство как более доступный способ распространения контента, но не отказывается и от печатной версии. Газета создала на сайте подписной раздел «МОЁ! Плюс», в котором предложила подписчикам эксклюзивный контент (подробности, иллюстрации, видео, дополнения к уже опубликованным материалам, полезный контент из печатных приложений к газете). Издательский дом «Крестьянин» (г. Ростов-на-Дону) запустил в 2020 г. еженедельный видеообзор главных аграрных новостей для подписчиков YouTube-канала «Агробук» – профессиональной сети для фермеров и участников агробизнеса (Российская периодическая печать. 2021. С. 39–40). Издания «Коми му», «Петербургский дневник», «Курская правда» экспериментируют с внедрением QR-кодов и технологий дополненной реальности.
Во время пандемии COVID-19 многие редакции самостоятельно доставляли газеты подписчикам, организовывали горячие линии, помогали пожилым читателям в решении бытовых проблем. (Налитова Н. Креатив во время пандемии // Журналист. – Дата публикации: 15 июня 2020). Газета «Нижегородская правда» присоединилась к добровольческому движению и часть тиража отдавала в волонтёрский центр, который помогал пожилым людям и тем, кто находится в трудной жизненной ситуации (Авдеева Л. «Нижегородская правда» – газета социального позитива // Журналист. – Дата публикации: 1 октября 2020).
Наиболее устойчивые позиции среди региональных медиа занимают интернет-издания, сохраняющие характеристики традиционных газет и журналов. Значительное влияние на систему региональных медиа сегодня оказывают неформальные городские публичные страницы и сообщества в социальных сетях, освещающие местные новости.
Эксперты отмечают, что присутствие в социальных сетях играет важную роль в цифровой трансформации, в том числе региональных медиаландшафтов. В условиях цифровизации «наблюдается парадоксальная, не имеющая понятного объяснения ситуация: снижение тиражей происходит на фоне роста суммарной аудитории наиболее успешных региональных и местных редакций. Рост аудитории происходит за счёт сдвига читательских предпочтений в Интернете, где по части качества местной информации сайтам районных газет нет равных» (Российская периодическая печать. 2021. С. 38).
Главная задача редакций местных газет в таких условиях – сделать издания центрами городской коммуникации, сформировав вокруг них местные сообщества. Отмечается возникающая при этом проблема: снижение уровня требовательности к качеству информации и неизбежное снижение общего уровня содержания изданий. В частности, в наиболее рейтинговых публикациях на сайтах изданий, как правило, отсутствуют серьёзные проблемные материалы, преобладает информация развлекательного характера, сообщения о погоде, криминальные новости и т. п. Кроме того, необходимость производства непрерывного новостного потока сотрудниками редакции чаще всего не оставляет времени для подготовки аналитических и проблемных публикаций, которые всё реже встречаются в местной прессе. Также проблемой являются ограниченные возможности местных изданий по монетизации своих цифровых ресурсов в связи с диктатом новостных агрегаторов. В качестве решения проблемы некоторые издания внедряют цифровую подписку. По мнению экспертов, тенденции развития региональных и местных рынков прессы в России связаны прежде всего с нарастающим использованием редакциями Интернета и расширяющимся взаимодействием с социальными сетями. При этом медиапотребление информационной продукции в электронном виде сформировалось уже не только на региональном и городском уровнях, но и на сельских территориях.
Состояние рынка печатных изданий
В числе последствий, которые проявляются в сфере медиа, – увеличение объёмов доступного аудитории контента и времени, которое аудитория проводит со СМИ, диверсификация запросов на новости и развлечения, становление новой – цифровой – культуры коммуникации и медиапотребления (Вартанова Е. Л. Цифровой капитал как гибридный капитал // Меди@льманах. 2021. № 4. С. 8). В условиях цифровизации заметно изменилась и сама журналистика, «ответившая на цифровую трансформацию становлением новых практик и инструментов в создании журналистского содержания» (Вартанова. 2022. С. 8).
Согласно докладу Института цифровых трансформаций и исследования экономических трендов, количество сотрудников редакций печатных СМИ России к 2023 г. уменьшится в 1,7 раза – до 157 тыс. человек. Но утраченные рабочие места активно замещают в интернет-СМИ, где в 2020 г. число занятых, включая блогеров, составляло 125 тыс. человек, а в 2023 г. должно увеличиться до 154 тыс. человек, т. е. в 2023 г. число сотрудников печатных и онлайн-медиа практически уравняется (Российская периодическая печать. 2021. С. 15).
В этих условиях важнейшей задачей современных печатных СМИ является их дальнейшая адаптация к цифровой среде, сочетание традиционных преимуществ печатных и новых возможностей цифровых платформ. Чтобы повысить свою эффективность, российские СМИ стремятся всё активнее развивать мультиплатформенный подход и максимально диверсифицируют контент на всех возможных платформах и носителях. Увеличивается и доля цифровых ресурсов в структуре доходов печатных СМИ. Благодаря этим усилиям многим газетам и журналам удаётся удержать достаточно высокий объём совокупной аудитории. Крупные газетные и журнальные бренды превращаются в своеобразные фабрики контента, в структуры которых входят как печатные, так и онлайн-СМИ, которые, в свою очередь, становятся передовыми информационными ресурсами. Современная пресса, использующая печатные и цифровые платформы, предоставляет качественную аналитику, комментарии, видео, фото, инфографику, онлайн-трансляции, репортажи и новости в круглосуточном режиме.
К 2020 г. у многих изданий объём аудитории сайтов, аккаунтов и каналов в социальных сетях и мессенджерах, как правило, превышает объёмы аудитории печатных версий (Никитушин А. Охватывающая история // Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine. 2020. Ноябрь. С. 8). В топ-10 (2023) цитируемых ресурсов, формирующих информационное поле россиян, шесть позиций занимают сайты федеральных газет («Комсомольская правда», «Российская газета», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Коммерсантъ»). Число подписчиков мультимедийного информационного центра «Известия» в социальных сетях по итогам 2021 г. увеличилось более чем на 1 млн человек, общий охват постов в социальных сетях за 5 лет составил более 13 млрд.
Характерной особенностью развития СМИ в цифровой среде является постоянно увеличивающееся число каналов и платформ дистрибуции контента. Вслед за социальными сетями, которые в той или иной степени освоили все ведущие СМИ, пришла популярность мессенджеров и новых платформ (Telegram, TikTok, «Яндекс.Дзен» и др.). Быстрорастущий сервис обмена короткими видео TikTok подтолкнул редакции экспериментировать с форматами и способами подачи контента. В 2020 г. в топ-50 Telegram-каналов СМИ по просмотрам вошли в том числе каналы изданий «РБК», «Коммерсантъ», «Ведомости» и «Комсомольская правда». Также печатные СМИ активно используют ранее несвойственные для них аудио- и видеоформаты (Спасительный онлайн // Стратегии и практика издательского бизнеса. WAN-IFRA-ГИПП Magazine. 2020. Ноябрь. С. 3).
Тенденции развития печатных изданий в России
Развитие печатных СМИ характеризуется следующими основными тенденциями:
кардинальные изменения в медиапотреблении, характеризующиеся замещением печатных СМИ цифровыми носителями;
изменения модели дистрибуции контента: помимо распространения СМИ на бумажных носителях, они параллельно распространяются на альтернативных цифровых платформах;
эволюция традиционных издательских домов в медиахолдинги, производящие контент для бумажных и цифровых медийных платформ;
активное использование печатными СМИ не только текстового, но и аудио- и видеоконтента на цифровых платформах;
изменение структуры доходов печатных СМИ, вызванное снижением доходов из традиционных источников (дистрибуции тиража, рекламы), замещение доходами от цифровой рекламы (баннерной, контекстной, нативной), продажи цифровых копий изданий и отдельных статей; организация спецпроектов, мероприятий, фестивалей и т. п.