Реверсивное устройство в авиации
Реверси́вное устро́йство, устройство для полного или частичного обращения направления вектора тяги двигателя самолёта. Разновидность устройств для управления вектором тяги.
Конструкция и применение
Реверсивное устройство нашло широкое применение в реактивной авиации. Устанавливается на всех современных реактивных двигателях, используемых в гражданской авиации. Реверсирование тяги служит в основном для торможения самолёта при посадке. Может быть использовано в аварийных ситуациях при взлёте и для маневрирования в полёте. Особенно эффективно использование реверсивного устройства для торможения при малых коэффициентах трения колёс шасси, например при влажной или обледенелой взлётно-посадочной полосе.
Реверсирование тяги реактивного двигателя достигается направлением выпускной струи в обратную сторону с помощью дросселирующих и отклоняющих элементов, перекрывающих и соответствующим образом направляющих поток газов из двигателя. На режиме прямой тяги реверсивное устройство не должно загромождать поток и создавать дополнительные потери и утечки, на режиме обратной тяги реверсивное устройство не должно оказывать влияния на устойчивость работы двигателя. Обратная тяга, создаваемая реверсивным устройством, обычно составляет 0,25–0,45 прямой тяги. Общая масса реверсивного устройства с системой управления и приводами достигает 0,1–0,15 массы двигателя.
Классификация
Реверсивные устройства классифицируются по следующим признакам (ОСТ 1 00470-82):
по конструктивной принадлежности (самолётные и двигательные). Конструктивная принадлежность определяется воздействием нагрузок от элементов крепления реверсивного устройства на двигатель или непосредственно на мотогондолу самолёта;
по конструкции элементов, определяющих направление реактивной струи (решётчатые и ковшовые). В решётчатых реверсивных устройствах окончательный поворот потока газов осуществляется направляющими решётками, в ковшовых – наружными ковшами;
по симметричности выхода реактивных струй (симметричные и несимметричные). Симметричными считаются реверсивные устройства, у которых выход реактивных струй симметричен относительно двух взаимно перпендикулярных осей в плоскости, перпендикулярной продольной оси реверсивного устройства;
по уравновешенности нагрузок от выходящих реактивных струй на силовые элементы двигателя или самолёта (уравновешенные и неуравновешенные). Уравновешенными считаются реверсивные устройства, у которых равнодействующие нагрузки от выходящих реактивных струй в плоскости, перпендикулярной продольной оси двигателя (мотогондолы самолёта), равны нулю.
Двигательные реверсивные устройства также классифицируются по месту расположения относительно выходного сечения реактивного сопла – досопловые (расположены до выходного сечения реактивного сопла) и засопловые (расположены за выходным сечением реактивного сопла).